Меню

«Примитивизация экономики нам пока не угрожает». Что будет, если айтишники массово уедут?

Иллюстрация: Личный архив Константина Человечкова

Самодостаточность экономики напрямую зависит от IT-сферы. Правительство пытается удержать айтишников, но отток из страны все равно большой, дефицит кадров растет. Нас ждет шаг назад, в децифровизацию?

В первые недели после начала специальной военной операции на Украине многие высококвалифицированные кадры покинули Россию. Самые большие потери понесла IT-сфера. По оценкам Сергей Плуготаренко, главы Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), в первую волну эмиграции и релокации из страны выехало 70 тыс. айтишников, и это не окончательная цифра. 

Предвидя проблемы в отрасли, государство вводит специальные меры для IT-специалистов: льготную ипотеку, отсрочку от армии, налоговые привилегии. Кто сможет ими воспользоваться, есть ли надежда на импортозамещение в этой отрасли и грозит ли нам резкий отскок в развитии и децифровизация — об этом DK.RU поговорил с Константином Человечковым, директором и основателем компании «Сайтоник».

Справка DK.RU

 
Компания «Сайтоник» занимается заказной веб-разработкой и интернет-маркетингом для компаний из сфер FoodTech, E-commerce и b2b. Также Константин Человечков ведет авторские курсы по интернет-маркетингу и nocode-разработке сайтов и основам продвижения в интернете.
 

IT-специалисты или отрасль в целом сейчас пользуются повышенным вниманием и поддержкой государства, с чем это связано?

— Первый момент: сегодня информационные технологии — это двигатель экономики, они обеспечивают рост эффективности работы бизнеса и сами формируют большую добавленную стоимость. При этом Россия во многом зависит от импортного программного обеспечения, начиная от операционных систем и мессенджеров на наших компьютерах и смартфонах и заканчивая сложным программным обеспечением, которое управляет предприятиями, торговыми сетями, грузоперевозками и так далее.

Если руководство нашей страны взяло курс на самодостаточность в экономике, то нам остро необходима своя сильная IT-отрасль. Без этого экономика будет неконкурентоспособной.

Второй момент, наша IT-отрасль очень сильно интегрирована в мировую. Программист из сибирской деревни вполне может быть сотрудником не только московской, но и сингапурской или американской компании. Ему для этого нужен лишь компьютер и интернет. Его организация работы, задачи, которые он решает, — те же, что решают его коллеги в Силиконовой долине или во Франции.

IT-специалистам достаточно легко найти себе хорошо оплачиваемую работу и они не очень привязаны к той стране, где живут. Поэтому был переток кадров из российских компаний в международные, где зарплаты, как правило, выше и больше возможностей для роста. И с ухудшением условий в российской экономике очень многие IT-специалисты захотят уехать из «осажденной крепости» туда, где лучше климат и выше доходы.

Какие именно меры предпринимает правительство, чтобы удержать специалистов здесь, чтобы они работали на наши компании?

— Сама программа господдержки IT-сектора была сформулирована еще в 2020 г., во времена коронавирусного локдауна. Она давала льготы по налогообложению для компаний, которые аккредитованы государством как IT-компании и у которых более 90% выручки поступает от разработки программного обеспечения. 2 марта 2022 г. появился новый указ Президента РФ, который расширил меры поддержки. В частности аккредитованные компании получили право льготного кредитования, нулевую ставку налога на прибыль, запрет на налоговые проверки на три года. Работники таких компаний получили право на отсрочку от армии и льготную ипотеку.

К сожалению, до сих пор нет нормативных актов, которые бы разъясняли правила применения данного указа, есть некоторые комментарии и законопроекты от Минсвязи, однако они еще не применены на практике. Окончательно закон еще не принят.

Участников рынка привлекают к обсуждению?

— Да, Министерство цифрового развития обсуждает с участниками рынка варианты реализации указа президента: проводит совместные совещания, горячие линии с министром, в ходе которых компании могут озвучивать свои предложения и оценивать варианты нормативных актов, которые разрабатывает правительство. Это радует.

Уже понятно, что государство стремится поддержать развитие ключевых технологий, значимых для функционирования государства и общества. В том числе ставится задача удержать самых квалифицированных сотрудников.

Говорят, программистам будут давать ипотеку под очень низкий процент. 

— Такие намерения есть, но льготная ипотека доступна лишь высокооплачиваемым сотрудникам. Конкретный размер заработной платы сейчас не называется. Но понятно, что не каждый начинающий программист получит такую льготу от государства, а лишь наиболее ценные кадры. Озвучивалась цифра 50 тыс. человек на всю Россию. Плюс облегчатся условия приема на работу иностранных граждан, в том числе с Украины.

Еще обещают отсрочку от армии молодым специалистам. И налоговые льготы.

— Да, но отсрочку, скорее всего, дадут лишь тем, кто имеет профильное образование из сферы IT. Конкретные профессии и порядок получения отсрочки пока тоже не называются. Льготы по налогообложению касаются компаний из реестра аккредитованных IT-компаний, которые и раньше имели на них право, и немного улучшат их положение.

Кроме того, несколько расширяется и упрощается работа с грантами — государство хочет расширить механизм финансирования стартапов, будут увеличены размеры грантов, а требования к соискателям смягчены. Это логично в ситуации, когда IT-стартапы, придуманные в России, лишаются возможности получить финансирование из-за рубежа.

В последнее время много IT-специалистов выехало из нашей страны, СМИ сообщают о десятках тысяч. Не грозит ли это откатом назад в глобальном смысле, некоей децифровизицией?

— По поводу переезда IT-специалистов за рубеж ситуация пока очень неоднозначная. Больше всего она коснулась тех специалистов и компаний, которые и до текущей ситуации были завязаны на иностранный рынок, в первую очередь американский. Санкции, введенные против российской банковской системы, очень сильно затруднили их работу с клиентами за рубежом.

Часть компаний и специалистов выбрала вариант релокации, переехав в соседние страны — Грузию, Армению, Турцию, где они регистрируют местные фирмы и продолжают работу уже на новом месте. Это, конечно, серьезный удар по IT-отрасли, так как в таких компаниях, как правило, работали очень компетентные кадры. Но децифровизация и примитивизация экономики нам пока не угрожает.

То есть вы видите перспективы развития, несмотря на санкции?

— Конкретно у нас ситуация пока не слишком изменилась, мы в основном работаем с устоявшимся пулом клиентов, бизнес которых не слишком затронули последние события. Но я вижу, что среди интернет-предпринимателей сейчас много обсуждений «импортозамещения», создания замен зарубежных сервисов.

Знаю примеры сервисов, где количество обращений за последний месяц превысило количество обращений за последние два года работы. Я считаю, это хорошо, у нас появилась возможность вырастить свои продукты, которые со временем могут выйти и на зарубежные рынки.

Главное здесь — создание эффективного механизма инвестирования, как в той же Силиконовой долине, где тысячи проектов со всего мира проходят жесткий отбор, но прошедшие получают почти неограниченную поддержку и долгосрочное финансирование, прозрачные правила ведения бизнеса и защищенность частной собственности.

Что вы можете сказать по поводу того, что профессия программиста стала одной из высокооплачиваемых и дефицитных? Есть такая проблема? 

— Последние несколько лет мы живем в ситуации острой нехватки кадров, за каждого толкового сотрудника идет постоянная борьба. Это действительно одна из самых высокооплачиваемых сфер, так как она требует специальных знаний и особого склада ума — способности оперировать абстракциями, усидчивости, внимательности. Таких людей в целом не так много, далеко не все из них идут в IT, спрос на специалистов этих специальностей огромный, так как они обслуживают процессы автоматизации и цифровизации нашей жизни, то есть те, которые сейчас дают наибольший экономический эффект.

Вы видите, что Сбербанк, Тинькофф, МТС, Яндекс превращаются в «цифровые экосистемы», идет автоматизация в государственном управлении, логистике и других отраслях. Один программист своим продуктом способен заменить сотни и тысячи людей, занятых низкоквалифицированным трудом, или создать новый продукт, который делает нашу жизнь удобней и интересней.

Поэтому сейчас каждый год растет спрос на IT-специалистов со стороны отечественного и международного крупного и среднего бизнеса. И это создает дефицит компетентных и перспективных кадров. Поэтому зарплаты у программистов растут на 20-30% в год.

Все айтишники пользуются повышенным спросом или есть элита наиболее востребованные?

—  «IT-специалисты» — это не только программисты, это и системные аналитики, и тестировщики, и менеджеры проектов, лидеры команд (тимлиды) и многие другие узкие специальности, возникшие внутри производственного процесса разработки программного обеспечения.

Насчет «самых дорогих» — самыми высокооплачиваемыми являются опытные программисты, которые самостоятельно могут решать сложные задачи и при необходимости распределять частные задачи между менее опытными коллегами, так называемые «синьоры» (senior — старший). При этом на каком именно языке они программируют — не так важно, язык можно изучить за два-три месяца, важен опыт и навык решения сложных технических задач, которым обладает «синьор».

Как компании решают проблему с дефицитом кадров?

— Мы в этой ситуации выращиваем своих специалистов от уровня стажера, проводим внутреннее обучение, отправляем на курсы. Это не быстрый, но лучший путь, потому что сотрудник осваивает методы организации работы, которые есть в команде, быстро может реализовать знания на практике. Многие знакомые мне IT-команды идут по такому же пути. Хотя есть и те, кто предпочитает «переманивать» уже опытных специалистов.

Особенно ситуация усугубилась во время эпидемии Covid-19 — все IT-компании ушли на удаленный формат работы, разница между местными и удаленными сотрудниками почти исчезла и западные компании начали более активно нанимать специалистов из России, прежде всего, из Москвы и крупных региональных компаний, а те в свою очередь начали «пылесосить» рынок труда в регионах, нанимая на удаленку там, где раньше нужно было присутствие в офисе.

Получается, айтишники вытесняют сотни других специалистов. Теперь, похоже, они стали выгодной партией для замужества с перспективой роста зарплаты, работой из дома и другими привилегиями. Что вы думаете по этому поводу?

— Если выходить замуж за айтишника, то я бы посоветовал только за опытного и талантливого. Хотя я всегда думал, что кем работает будущий супруг — это не главное. Но если ваш избранник — умен, усидчив, хорошо решает логические задачи и работает в IT, то у него очень хорошие шансы получать достойную заработную плату.

PS. За три дня, пока данное интервью было в работе, вступило в силу постановление об отсрочке от армии специалистов, работающих в аккредитованных компаниях, осуществляющих деятельность в области информационных технологий. Всего в перечень вошло 75 направлений, включая бизнес-информатику.

Также председатель правительства Михаил Мишустин подписал распоряжение о том, что государство выделит 2,1 млрд руб. на поддержку данной отрасли. Предполагается, что основная часть пойдет на субcидирование процентной ставки по кредитам для компаний, работающих в сфере цифровых технoлогий, — она не должна превышать 3%.

>>> Читайте также на DK.RU: «Когда вы говорите: «Я уеду, у меня удаленная работа», вы должны оценивать такие риски»