«Оперштаб первым делом посмотрел, насколько МУПы обеспечены техникой для транспорта и уборки улиц. И здесь возникли проблемы». Алексей Прядеин — о том, как Екатеринбург пережил первый месяц санкций.
К непростой экономической ситуации последний месяц пытается адаптироваться не только бизнес, но и органы власти. Администрация Екатеринбурга мониторит положение дел на рынке труда и товарном рынке и определяется, на чем будет экономить, если собираемость налогов упадет.
Однако на днях начальник департамента экономики горадминистрации Алексей Прядеин заявил, что пока не считает ситуацию в экономике города критичной. На встрече с журналистами он рассказал, почему власти не останавливают строительство социально значимых объектов и как будут поддерживать бизнес, когда ситуация ухудшится. DK.RU приводит наиболее важные фрагменты разговора.
Почему пока власти считают экономическую ситуацию спокойной?
— С момента введения санкций прошло совсем немного времени. Наш город всегда имеет определенную инерцию по негативным последствиям, по некоторым факторам — до года. Поэтому, если до нас еще что-то «не добежало», — возможно, еще «добежит». Но пока все более-менее благополучно.
Экономические условия сейчас отличаются от тех, с которыми мы столкнулись в 2020 г., во время пандемии. Тогда мы сами закрывали экономику: работа туризма, культуры, спортивных учреждений, потребительского рынка и сферы услуг была ограничена искусственно. Сейчас таких ограничений нет, поэтому в основном все функционирует в штатном режиме.
С ценами на продукты ситуация тоже нормализовалась. Мы раз в три дня заходим в одни и те же магазины, чтобы оценить ситуаию. На фоне ажиотажного спроса с 3 марта многие позиции подорожали на 10-20%, а сахар — на 50%. Сейчас цены постепенно снижаются: ажиотажный спрос спал, удалось решить многие логистические вопросы. Только за последнюю неделю в разных магазинах стоимость потребительской корзины снизилась на 4-17%.
Какие сферы сейчас вызывают особые опасения?
— Задача администрации — обеспечить бесперебойную жизнедеятельность города. В первую очередь это обеспечение населения едой и непродовольственными товарами, оказание бытовых услуг, нормальная работа транспорта, благоустройство.
Когда мы создали оперативный штаб, первым делом посмотрели, что у нас происходит в стройке. Насколько муниципальные предприятия обеспечены техникой для нормальной работы транспорта и уборки улиц. И здесь мы выявили серьезные проблемы. Пылесосы, которые ездят по территории города — на шасси Камаза. Но само оборудование, в частности, вакуумные щетки, делают за рубежом. Причем — в Великобритании, которая сегодня считается одной из наиболее недружественных стран. Рано или поздно эти детали могут сломаться, поэтому у нас стоит задача по их замещению. Беспокоит рост цен на моторные масла: да, их производят в России, но присадки к ним — импортные.
Сейчас особенно хорошо заметно, какие сферы у нас занимались импортозамещением, а какие делали это недостаточно интенсивно. Что, в общем-то, для нормальной социально-экономической ситуации закономерно. Невозможно производить все. А сейчас придется этим заниматься.
У нас «Гортранс» начал производить часть запчастей самостоятельно. У них есть определенные цеха: что-то они вытачивают сами, что-то штампуют, что-то восстанавливают. Но они способны обеспечить бесперебойную работу автобусов. То же самое — по трамваям. Они у нас ходят с 1970-х гг., их тоже научились ремонтировать.
Будет ли город приостанавливать строительство социальных объектов?
— Глава города сказал, что мы работаем по всем начатым объектам без остановки. Президент поручил к 2030 г. выполнить все национальные цели и задачи, поэтому работу по садикам, школам и другим объектам мы не приостанавливаем. Сейчас в стадии строительства примерно 28 объектов. Дорожные работы также законтрактованы.
На ряд объектов уже подтверждены федеральные субсидии. Это и строительство пристроя к гимназии №120, и капремонт детской художественной школы им. Корзухина, и строительство спортивных площадок во дворах.
Действующие контракты могут быть скорректированы?
— На прошлой неделе было подписано постановление главы об изменении существенных условий муниципальных контрактов. Раньше в рамках 44-ФЗ мы это делать не могли, то сейчас федеральный законодатель дал нам возможность корректировать контракты, которые заключаются до 31 декабря 2022 г.
Что мы меняем? Во-первых, дробим этапы работ, чтобы можно было быстрее рассчитываться с подрядчиком: выполнил работы на конкретном участке — отчитался — мы оплатили. А он уже может вкладывать эти деньги в работу на следующем участке.
Второй момент — это санкции. Импортное оборудование для школ и детских садов и световое оборудование для улично-дорожной сети по большей части мы успели приобрести и доставить. То, что не успели, будет меняться на аналоги российского или китайского производства.
И, наконец, там, где раньше не было предусмотрено авансирование, оно будет. Федеральный законодатель разрешил. Более того: по федеральным контрактам даже появилось обязательное условие — авансировать от 50 до 90% от стоимости контрактов, но при казначейском исполнении. То есть казначейство эти деньги отдаст только после того, как вы покажете, на что они будут потрачены.
От каких закупок планируете отказываться?
— Скорее всего, в этом году мы не будем проводить закупку транспорта и продолжим расплачиваться по действующим лизинговым контрактам за 118 автобусов, приобретенных в прошлом году. Но если на федеральном уровне для приобретения транспорта предложат какие-то хорошие условия — решение может быть пересмотрено.
И, наверное, не будем в этом году приобретать новую коммунальную технику, чтобы расплатиться по лизинговому контракту за 78 единиц, купленных в прошлом году. Разумнее будет направить эти средства на содержание имеющейся техники.
На чем тогда можно сэкономить?
— Во-первых, экономия появляется во время торгов. Если раньше эти средства по договоренности можно было отдать заказчику на выполнение каких-то дополнительных работ, то сейчас они будут аккумулироваться в бюджете, чтобы их можно было направить на незапланированные расходы в социальной сфере: индексацию зарплат бюджетникам, оплату услуг ЖКХ, на какие-то другие функции, которые предстоит выполнять муниципалитету.
На формирование определенного резерва мы также направим сэкономленные средства по малым закупкам до 600 тыс. руб., которые проводятся без конкурса. Благодаря тому, что мы стали проводить их через электронный магазин, с контрактов на 100 млн удалось сэкономить 24%.
Ну и, наконец, фонд оплаты труда. Если раньше за счет больничных и свободных ставок мы могли распределить свободные средства на выплату премий, то сейчас разумнее эти средства не тратить.
Какие меры поддержки бизнеса в связи с санкциями введены в городе?
— Городской план мер поддержки сверстан, сейчас мы корректируем его вместе с коллегами из профильных подразделений администрации. Пока ситуация относительно благополучная, чтобы вводить такие материальные меры поддержки, как снижение арендных ставок за пользование муниципальным имуществом и землей. Но, возможно, в ближайшее время будем вводить льготу по налогу на землю для культурных учреждений.
Сейчас работаем по нефинансовым мерам поддержки. Делаем то, что должны были сделать давно — сокращаем сроки административных процедур. В частности, сроки выдачи разрешительной документации для строительства. Договариваемся с сетевиками об упрощении процессов технологического присоединения и сокращении сроков.
Я думаю, что для стройки это более действенные меры, чем предоставление льгот. Сейчас нужно, чтобы экономика работала и инвестиции отбивались быстрее. Тем более, мы проанализировали, сколько предпринимателей воспользовалось арендными льготами во время пандемии — оказалось, их совсем немного. Надеюсь, этим предпринимателям льготы все-таки помогли остаться на плаву.
Кроме этого, мы помогаем бизнесу с решением вопросов импортозамещения, налаживанием логистических поставок. Случаются интересные ситуации. Например, ВИЗ-Сталь раньше завозила из-за границы прокатные валки — сейчас им завозить их неоткуда. Начали искать. Выяснилось, что в Екатеринбурге есть крупный центр лазерных технологий, которые восстанавливают эти валки, продлевая срок их эксплуатации. Предприятия находятся в одном городе и даже не знали друг о друге.
Нужно как-то поддерживать и нашу легкую промышленность. С учетом того, что некоторые продавцы масс-маркета приостановили работу, появился шанс для роста наших перспективных ребят. Да, турки и китайцы уже стучатся в дверь, потому что свято место пусто не бывает. Но нужно дать шанс нашим брендам. У нас есть прекрасные компании, например — USHATÁVA, которая торгует и по стране, и за рубежом.
Будут ли власти как-то поддерживать торговлю — одну из основных отраслей экономики Екатеринбурга? От потенциального падения выручки тех же ТЦ может пострадать бюджет.
— Торговые центры — это здания, в которых собственник сдает помещения большому количеству предпринимателей. Те зарубежные магазины, которые приостановили работу в ТЦ, продолжают платить по договорам аренды. Так что ближайшие 2-3 месяца у ТЦ проблем с арендной выручкой быть не должно.
Некоторые сети пошли на контакт с администрацией города. Представители сетей говорят, что сейчас у них не только политические, но и логистические проблемы. Они рассматривают возможность через некоторое время вернуться. На место тех, кто не вернется через 2-3 месяца, нужно будет искать замену.
Проблема сейчас есть у работающих магазинов. Наблюдается определенный отток потребителей и идет рост цен по ряду позиций. Мы следим за ситуацией.
Наблюдается ли рост безработицы?
— Он есть, но несущественный. Сейчас уровень безработицы в городе — 0,49%, за последнее время подрос на 0,02%. Это показатель уровня благополучных 2018-2019 гг.
Мы мониторим предприятия с иностранной долей собственности. Из 80 таких предприятий 37 отправили сотрудников в простой. В частности, Икея продолжает платить зарплаты сотрудникам. Кто-то отправил людей в оплачиваемые отпуска. В центр занятости эти люди пока не обращаются.
Читайте также на DK.RU: Строительный вице-мэр — про приход федералов, освоение промплощадок и застройку под КРТ