В апреле на туркарте появился маршрут по Демидовским заводам. Также можно увидеть современные производства вроде НТМК или СМАК. Есть и «дикие» объекты — живописные руины старых цехов и плотин.
Металлургические гиганты, промышленная археология, дикие и организованные туры по уникальным местам: внутренний туризм в Свердловской области развивается, несмотря на скепсис некоторых экспертов.
Свердловская область взяла курс на развитие промышленного туризма. Чиновники считают, что это единственный вид туризма, где мы имеем основания претендовать на лидерство, именно он должен стать визитной карточкой нашего региона. Промышленный туризм — это не только для любознательных, одна из целей также — профориентация. И, конечно, у нас есть что показать иностранцам.
Эксперты отмечают, что интерес к внутреннему туризму растет, но только 12% жителей региона путешествует по Уралу с туроператорами. Остальные — самостоятельно. Получается, что деятельность туркомпаний не охватывает примерно 88% местных путешественников.
DK.RU попытался разобраться, как именно регион продвигает себя в этом направлении, на какие предприятия можно попасть, чтобы показать ребенку производство, а какие промышленные объекты в регионе, в том числе заброшенные, можно посетить самостоятельно.
Действующие промышленные объекты для туристов
6-7 апреля прошел Всероссийский акселератор по промышленному туризму, где было отобрано 10 предприятий Свердловской области. Это ЕВРАЗ НТМК, ЕВРАЗ Качканарский ГОК, ТМК Северский трубный завод (Полевской), ТМК Первоуральский новотрубный завод, Уралхиммаш (Екатеринбург), Уральские локомотивы (Верхняя Пышма), Свердловская железная дорога (Екатеринбург), корпорация ВСМПО-Ависма (Верхняя Салда), Артинский завод, СМАК (Екатеринбург).
Некоторые уже сегодня готовы принять туристов. Чтобы попасть на экскурсию, нужно позвонить непосредственно на завод либо записаться на сайте Центра развития туризма в в разделе «Промышленный туризм». Среди предприятий, которые наиболее охотно принимают экскурсии, — ЕВРАЗ НТМК, ПНТЗ и Качканарский ГОК.
Всего в акселераторе участвовало 30 регионов и более 2 тыс. предприятий. Каждый регион должен был представить свое видение развития промышленного туризма.
Не любое предприятие может принимать туристов. В Свердловской области для этого есть два главных препятствия — получение допуска и техника безопасности. Первое относится к ВПК, а второе — к металлургии.
Источник фото: презентация АСИ на пленарном заседании по подведению итогов акселератора по развитию промышленного туризма
Михаил Мальцев, глава Уральской Ассоциации туризма (УАТ), секретарь совета по развитию промышленного туризма РФ:
— В промышленном туризме мы действительно можем претендовать на лидерство, он должен стать нашей отличительной визитной карточкой. Кроме того, промышленный туризм — это еще и важная часть профориентации для школьников.
Но на крупных предприятиях сложно получить допуск даже для учащихся, не говоря уже об иностранцах. Сейчас мы активно работаем с Белоярской атомной электростанцией. Именно для школьных групп нам удалось сократить время согласования списков экскурсантов втрое. Уралвагонзавод и НТМК ЕВРАЗ также быстро решают данный вопрос.
У ряда металлургических производств есть требования к соблюдению техники безопасности — не в каждый цех можно пускать посторонних. Но на Магнитогорском металлургическом комбинате все нюансы учтены, и экскурсия весьма зрелищная: туристы могут увидеть красоту и эстетику льющегося металла и самого металлургического производства.
Если мы говорим о малых продовольственных или текстильных производствах, то тут проще. Школьникам очень нравятся Хладокомбинат, СМАК, предприятия по изготовлению напитков, кондитерские производства, поэтому здесь всегда очереди.
Есть ряд производств, где изначально невозможен доступ для иностранных граждан, только для школьников в профориентационных целях. Иностранцам в первую очередь операторы предлагают посетить объекты промышленного демидовского наследия.
Мы надеемся, что когда начнется массовый въездной туризм, мы будем принимать группы из Китая и европейских стран. Ведь у нас есть прекрасно отлаженные, отшлифованные, выстроенные логически и логистически туристские продукты индустриально-промышленной направленности.
Промышленный туризм — это не просто работающие промышленные гиганты, но еще и объекты так называемой промышленной археологии. Совет по развитию промышленного туризма РФ ввел этот термин для определения промышленных объектов, имеющих историческую ценность.
Источник фото: презентация АСИ на пленарном заседании по подведению итогов акселератора по развитию промышленного туризма
Четырехдневный тур по объектам Демидовского наследия
В Центре развития туризма (ЦРТ) DK.RU рассказали, что буквально с этого месяца заработал Демидовский маршрут. В этом году он должен быть включен в список национальных маршрутов России, сейчас идет его защита. Все желающие уже могут записаться на экскурсию, за справочной информацией можно обратиться непосредственно в ЦРТ. Здесь подскажут туроператоров, у которых можно приобрести путевку по Демидовскому маршруту.
Четырехдневный тур по Свердловской области включает посещение Екатеринбурга, Невьянска, Нижнего Тагила, Черноисточинска и Висима. Стоимость тура фиксирована (включены все услуги) — 20 тыс.700 руб. По маршруту работают три туроператора: «Веди групп Урал», «Королевство путешествий» и «Южный экспресс», — сообщила на своей странице в сети ВКонтакте директор департамента по развитию туризма и индустрии гостеприимства Свердловской области Эльмира Туканова. Подробнее о маршруте можно узнать на сайте ведомства.
Презентация АСИ на пленарном заседании по подведению итогов акселератора по развитию промышленного туризма
Где и как найти интересные заброшенные промышленные объекты
Андрей Ермоленко, историк, преподаватель УрФУ:
— В области много как заброшенных артефактов горнозаводской цивилизации, так и тех, которые стали музеями. Кроме заводов — плотины, пруды, тракты, узкоколейные железные дороги и так далее. Самые интересные из музеев — «Северская домна» и Нижнетагильский завод «Завод-музей истории горнозаводской техники».
Есть объекты, которые не являются музеем, но посмотреть их интересно. Например, корпуса Староуткинского Демидовского завода XVIII века. Они прекрасно сохранились. Еще одна интереснейшая локация — остатки деревянной плотины в селе Мариинск. Вообще, подпорные каменные стены плотин заводских прудов сохранились во многих поселках. Подобную конструкцию можно посмотреть в Висиме.
На территории Свердловской области только Демидовских заводов около 40, а еще были турчаниновские, яковлевские, казенные и многие другие. Но найти их непросто. В прошлом году мы с сетевым сообществом «Уральские покатушки» организовали несколько экспедиций по демидовским объектам.
Демидовские локации: Верх-Нейвинск. Фото: Александр Осипов
Приключениям всегда предшествует «кабинетная» работа. Перед поездкой мне пришлось изучить архивные материалы и составить каталоги промышленных объектов. Сюда вошли металлургические заводы, плотины, тракты и иные примечательные объекты, связанные с темой. Теперь вы тоже можете их посмотреть: эти справки доступны на сайте «Открытых экспедиций». Ими можно пользоваться и во время подготовки к поездке, и на месте.
Уже после того, как я подготовил исторические справки о выявленных объектах, ребята из сетевого сообщества «Уральские покатушки» собрали желающих отправиться в экспедицию. Их было много: в некоторые поездки собиралось до 20 автомобилей — не менее 50 человек.
В ходе экспедиций мы посещали исторические поселения, осматривали существующие объекты наследия Горнозаводской цивилизации, искали и находили артефакты утраченных объектов: плотины, строения, пути сообщения и многое другое.
Для чего мы это делаем? Во-первых, мы исследуем важную часть истории нашего региона. Мы выявляем объекты, которые могут стать частью и «фишками» туристических маршрутов в Свердловской области. Во-вторых, проект «Открытые экспедиции» вовлекает жителей области в тему создания туристических продуктов и развития внутреннего туризма в регионе.
Подпорная каменная стена плотины заводского пруда в Висиме. Фото: Александр Осипов
О самоорганизации в туризме
Большинство исторических промышленных объектов не входит в «официальные» экскурсии. Многие туристы предпочитает путешествовать самостоятельно с помощью мобильных приложений или информации из соцсетей, чтобы увидеть что-то необычное, что не предлагают экскурсоводы. Часть таких туристов объединилась в то сетевое сообщество, о котором рассказал Андрей Ермоленко.
Марина Чеботаева, руководитель проекта «Двигаем Урал в России и в мире»:
— Работу по развитию внутреннего туризма на Урале мы ведем более 15 лет, в том числе и используя наш портал «Наш Урал». С 2018 по 2021 гг. при содействии Фонда президентских грантов мы провели 55 экспедиций по малым городам Оренбургской, Свердловской, Тюменской и Челябинской областей, по Башкортостану и Пермскому краю.
Эти экспедиции показали, что нужны новые ИТ-продукты для развития туризма и поэтому мы разработали мобильное приложение «КУДА». Приложение позволяет в любом месте легко создавать в том числе и брендированные маршруты для самостоятельных путешествий. Сейчас в приложении более 40 маршрутов по Уралу, Свердловской области, Башкирии, по городам России. В приложении «КУДА» информация о достопримечательностях на маршрутах предоставлена относительно лаконично, но сочетание приложения, портала, наших соцсетей и мессенджерей позволяет максимально эффективно донести до пользователей всю необходимую информацию, и не только для организации путешествий, но и для образовательного процесса в школах.
В декабре 2021 г. мы провели более 20 глубинных интервью, в январе 2022 — массовый опрос, чтобы выяснить, как уральцы предпочитают путешествовать. В опросе участвовало более двухсот человек и выяснилось, что подавляющее большинство предпочитает самостоятельно планировать и отправляться в путешествия, и только 12% обращаются к туроператорам.
Путешественники сегодня — это взрослые люди, активно пользующиеся интернетом для планирования путешествий по Уралу и России. Аудитория находится в активном возрасте, 80% старше 25 лет (35-44 лет — 25,16%; 55+ лет — 20%; 25-34 лет — 19%), из них 58% женщин, 42% — мужчин. Путешествуют 2-3 раза год, редко путешествуют в группе, в основном семьей либо с парой или с друзьями, это «постковидный» тренд. Аудитория платежеспособная, более 60% имеют доход от 30 тыс. руб. в месяц на члена семьи, более 68% имеют автомобильные права и автомобиль, 88% организуют поездку самостоятельно.
Аудитория требовательная, любит путешествовать с комфортом, как цель путешествий часто выбирает города с интересной историей или яркими современными объектами.
Понятно, что этих людей «не загнать» в туристические группы, но тем больше возможностей возникает у туристических локаций на местах по продаже услуг гидов, мастер-классов, каких-то нестандартных активностей. Поэтому специалистам по развитию внутреннего туризма в уральских городах следует обратить внимание на использование или развитие ИТ-продуктов для продвижения внутреннего туризма.
Остатки деревянной плотины в селе Мариинск. Фото: Александр Осипов
Вячеслав Пестриков, сооснователь сетевого сообщества автопутешественников Ural Travellers, учредитель АНО «Лаборатория внутреннего туризма»:
— Сетевое сообщество «Ural Travellers. Уральские покатушки» мы создавали для того, чтобы найти единомышленников для совместных путешествий. В этом году нам исполнилось три года, а число участников перевалило за отметку 2,5 тыс. человек.
Постепенно группа стала площадкой для обмена информацией, общения, объединения. Сегодня мы постепенно трансформируемся в своеобразный мультипроект, потому что одновременно сотрудничаем с правительством, учеными и предприятиями, представляющими интерес в том числе для промышленного туризма.
Кстати, мы также приняли участие во Всероссийском акселераторе АСИ по промышленному туризму. Агентство сформировало целую платформу с лучшими практиками промтуризма в регионе. Сейчас мы планируем запустить в сообществе серию туров на крутейшие промышленные предприятия в Свердловской области.
Еще один перспективный проект — изучение туристического потенциала Висимского биосферного заповедника. В этом году мы хотим начать экспертные туры для исследования будущих маршрутов. Эти своеобразные аудиторские походы помогут раскрыть тему экологического и исторического туризма на Среднем Урале. Участники «Уральских покатушек» в прямом смысле слова будут торить дорожки для будущих туристов через уральскую тайгу.
Так что в этом направлении можно путешествовать с нами. Хотя мы стали активными участниками туристической отрасли, наш проект не коммерческий. Все, что мы делаем, абсолютно бесплатно. Даже наш мерч мы предпочитаем разыгрывать в конкурсах, а не отдавать за деньги.
Лот — якорь-груз для барок, сплавлявших грузы металлургических заводов по Чусовой. Фото: Александр Осипов
Наш проект развивается и это говорит о том, что внутренний туризм набирает популярность, люди хотят исследовать «свою территорию» — город, регион, страну. Очевидно развитие этого направления: для туризма создается все больше инструментов и условий.
Безусловно, люди хотят получать новые эмоции, а главное — знания. О нас молва стала расходиться, как круги на воде. Люди увидели неоткрытые земли буквально рядом. Внешние факторы лишь усилили этот эффект.
Читайте также на DK.RU: Выездной туризм всё. Нашим лучше: больше спрос на родные курорты и неожиданные программы