Меню

«Свобода у них уже в ДНК — этого не заберешь». Психолог о ценностях молодого поколения

Ирина Тебенева. Иллюстрация: Личный архив

«Слава Богу, мои дети перестанут сидеть в TikTok, будут читать книги и станут патриотами». Почему родитель переложил ответственность за воспитание своего ребенка на государство? — Ирина Тебенева.

Психолог Ирина Тебенева не раз высказывалась на DK.RU о конфликтах отцов и детей на уровне ценностей. В новой колонке она рассуждает о «поколении Z» — молодых людях, рожденных в начале 2000-х. Как нынешние события изменят молодежь и смогут ли современные дети преодолеть их последствия?

Ирина Тебенева, маркетолог и психолог:

— Недавно со мной завязал разговор таксист. Ему чуть больше сорока. Он говорит: «Слава Богу, мои дети перестанут сидеть в TikTok, потому что его закрыли, будут читать книги и станут патриотами». Всю дорогу я пыталась понять его точку зрения.

Я занимаюсь изучением Теории поколений. Ее авторы американцы Уильям Штраус и Нил Хоув ввели в обиход термины, которыми сейчас пользуются психологи и маркетологи: «беби-бумеры» (те, кто родился в 1940-60-е гг.), «поколение X», «иксы» (1960-80-е гг.), «поколение Y», «игреки» (1980-2000-е), «поколение Z», «зеты» (2000-е-2020-е гг.). Поколение после «зетов» назвали «альфа». Период одного поколения длится около 20 лет. В целом Теория поколений помогает понять ценности людей, рожденных в тот или иной временной промежуток.

Я влюблена в поколение моей дочери — «поколение Z». Их сейчас зачастую называют «потерянным поколением TikTok». В официальных источниках высказывается мысль, что, условно, западная цивилизация захватила умы этого несчастного поколения. А мы-то их сейчас научим патриотизму и сути жизни. Научим выживать — предполагается, что в этом есть большая ценность, а своих ценностей у молодых людей нет. Я же считаю, что свои ценности у «поколения Z» есть — дети выросли миролюбивые и хорошие.

Вернемся к таксисту. У меня возникает вопрос: почему родитель переложил ответственность за воспитание своего ребенка на государство? Он из моего же поколения «иксов».

Мы родились в Советском Союзе, ходили в красных галстуках и слушали, что нужно верить в Ленина, а к 2000 году у каждого будет квартира. Это записано у нас на подкорке. При переходе от «иксов» к «игрекам» произошел разлом: от большого государства, которое все за тебя решало, до момента, когда ты сам несешь ответственность за свою жизнь.

Как после этого слома стали воспитывать следующее поколение «зет»? В личность вкладывают очень много. И таксист мне тоже рассказывает: «Дети мои и хоккеем, и танцами, и чем только ни занимаются». Но на деле выходит, что сильный мужчина перекладывает функцию воспитания на государство и перечеркивает все те ценности, которые сам в них вложил.

Часть людей развивается и понимает: раз в 2000-м квартиру не дали, может, стоит получить еще пару образований, выучить иностранный язык, интегрировать свою профессию в другую и расти дальше, а не надеяться на государство? А часть осталась с прежними ценностями. И я склонна считать, что мой собеседник был как раз из тех людей, чьи ценности не трансформировались.

Как прививались ценности «поколения Z»

Есть четыре составляющих. Во-первых, это исторический контекст. Мы богатели — неважно, каким способом. И вкладывали в своих детей. Уровень жизни стал выше. Понятно, что есть глухие деревни, но и там уже есть интернет и спутниковое телевидение — дети и там вместо TikTok могут смотреть лекции Черниговской и самообразовываться. У всех детей-«зетов» появились возможности. У «иксов» как было? У тебя не только деньги должны были быть, но и связи: вещи надо еще достать. Плюс тебя должны были не поймать, если ты покупаешь джинсы за валюту. У «зетов» может быть только один ресурс — деньги. Свобода у них уже в ДНК — этого не заберешь.

Второй момент, который формирует ценности — информационные сообщения. Последние пять лет нам со всех сторон внедряли: «Ты можешь все». «Ты главный». «Будь в моменте». «Действуй». «Банки». «Кредиты». «Туризм хоть куда». Это все поддерживалось на уровне сообщений. Даже если человек никогда раньше не путешествовал, гипотетически он мог взять кредит и поехать хоть куда. Если у советского человека на руках не было даже загранпаспорта, а чтобы отправиться за границу, нужно было пройти несколько кругов бюрократии, то у российских людей появилась сама возможность самостоятельно отправиться за рубеж. Это уже вопрос денег. А сейчас происходит разрыв сформированных ценностей.

Детям-«зетам» непонятна сама идея границ и их защиты. Многие выезжали за границу. Я говорю многие, хотя держу в голове, что у 70% населения страны и сейчас нет загранпаспортов, но есть и виртуальные путешествия. И у большинства «зетов» хороший иностранный язык, им с детства в головы впихивали, что язык надо знать — теперь они его знают.

«Зеты» отлично умеют обходить все запреты в интернете. Забрать у них информационный доступ сложно. Даже не выезжая физически, виртуально они могут находиться в любой стране и получать информацию, которая там есть. У них появились друзья по всему миру. И сейчас для них потрясение, что взрослые пытаются им эти границы, которых они сами никогда не чувствовали, навязать.

Третий момент — стиль воспитания. Все крутилось вокруг детей. Многие мамы даже перестали работать и стали нянями и водителями своих детей. Это же сделали сами взрослые. «Зеты» — первое поколение небитых детей. У них нет агрессии. Детей не били, наказаний было меньше. Сейчас синяк у ребенка — это событие. Некоторые даже никогда в драках не участвовали. Они не понимают — как им идти туда, где убивают физически, если их никто и пальцем никогда не трогал? Раньше в школах была начальная военная подготовка, нас предметно учили, как, к примеру, действовать в случае химической атаки. И я думаю, что сейчас это может вернуться.

Молодежь зачастую называют прозападной и льющей грязь на страну — не соглашусь. Для детей Россия — хорошая страна с комфортной жизнью: стало чисто, бандиты по улицам не бегают, ездят хорошие машины. Им рассказывают пугалки про 90-е — сами они ничего про это не знают. У нас безопасная страна. Я не беру в расчет Корею, где, на мой взгляд, безопаснее, но, к примеру, Барселона — только отвернись — сумку у тебя украли. Я считаю это тоже ценностью.

В последние годы у нас появилась своя идентичность — как сильной страны без силы. К примеру, в России очень развиты приложения — это подтвердит любой, кто живет за границей. Мы привыкли любую операцию проводить за секунды. А после Чемпионата мира по футболу в 2018 г. и Олимпиады в Сочи в 2014 г. иностранцы обалдели от Москвы, Петербурга, Екатеринбурга. Увидели, что тут медведей нет, PayPal работает, приличные рестораны в переводе на их деньги дешевле «Макдоналдса». Они поняли что мы, русские, неплохие люди. К нам специально стали приезжать иностранцы, туризм в 2019 г. активно развивался. Они везли нам свои деньги, планируя отпуск в России. А это признак уважения.

Для младшего поколения самое страшное — быть исключенным из привычной жизни. Если у тебя подключен Netflix, ты слушаешь иностранную музыку, играешь в игры, созданные за границей, я считаю, это не противоречит патриотизму. Это про свободу выбора.

Я хочу, чтобы каждый родитель брал ответственность за то, что все эти ценности у детей сформировались. Это не кто-то плохой с условного Запада пришел и принес TikTok. Ценности — в семье. Всегда были и будут. И если взрослый человек ребенку менее интересен, чем TikTok — это проблема взрослого человека, а не соцсетей.

Как снять слой агрессии

Уильям Штраус и Нил Хоув, основатели Теории поколений, доказывали, что смена поколений происходит после завершения больших событий. И новое поколение узнает о них только из рассказов. Доказательная база у исследователей неплохая: они анализировали эти процессы с момента образования Америки.

К примеру, до начала Второй мировой войны в СССР жило поколение, которое называли «молчаливым». Это люди, родившиеся условно в 1925-1945 гг. Их ценности сформировали события до середины 1950-х: Великая Отечественная война, сталинские репрессии, цензура. И этому поколению очень досталось. После войны тогда появились «бэби-бумеры». Моя мама родилась на следующий день после смерти Сталина, в 1953 году — она точно «бэби-бумер». И она вспоминала, что когда была маленькой, все говорили о войне, а ей казалось, что это было уже очень давно. И «зеты» будто повторяют виток «молчаливого поколения», а «альфы» узнают о нынешних событиях только из рассказов.

Сейчас смена поколения условно ожидается в 2023-2024 гг. Поколение «альфа» родится в новых сформулированных правилах, которых будет вынуждено придерживаться. И эти правила наступят не только в России, а во всем мире — мы все очень связаны. Локальные конфликты не меняют ценности всего поколения во всем мире. А события, которые происходят сейчас, влияют на весь мир. И на век «зетов» и «альф» придется много изменений.

Знаете, для психолога самая большая база — нейтральность, на которой держится любая психотерапия. Такой островок опоры внутри себя может сформировать каждый человек. Для психолога неважно, кто прав, кто виноват. Психологу важно купировать последствия.

Это как в терапии: ругаются муж с женой. Терапевт снимает на себя слой их агрессии, и люди начинают друг друга слышать. Точно так же на мировом уровне: если люди будут говорить о том, как помочь тем, кто лишился всего, тогда будет разговор про содержание, а не про форму. Тогда есть шанс, что наши дети смогут сохранить эту нейтральность. И я в него верю. Не зря последние лет пять столько людей ходили на психотерапию.

Читайте также на DK.RU: «О каких нравственных установках можно говорить, когда на ТВ сплошь деструктивные ток-шоу»