Меню

«Это может превратить гражданскую авиацию в новый вид общественного транспорта»

Власти России планируют дополнительный выпуск акций группы «Аэрофлот» и выкуп ценных бумаг других авиакомпаний за счет фонда национального благосостояния. Тарифы будет регулировать правительство.

Для стабилизации финансового состояния российских авиакомпаний власти планируют дополнительный выпуск акций группы «Аэрофлот» и погашение долгов других перевозчиков за счет средств ФНБ (Фонда национального благосостояния), сообщает РБК. К 1 июня Минфин, Минтранс и Росимущество должны подготовить проекты соответствующих распоряжений. В правительстве также обсуждают вариант снижения долговой нагрузки перевозчиков за счет вхождения государства в их капитал.

В настоящее время в правительстве прорабатывают различные варианты докапитализации «Аэрофлота» и использования средств ФНБ в авиационной отрасли. В пресс-службе Минфина сообщили, что пассажиропоток российских авиакомпаний в 2020 г. упал на 46% (до 69,2 млн человек), а группа «Аэрофлот» потеряла 60,9% трафика. По результатам 2021 г. совокупный долг группы «Аэрофлот» составил около 830 млрд руб., что составляет около 60% от выручки за тот же период.

Суммарный чистый убыток 15 крупнейших пассажирских авиакомпаний России по итогам 2020 г. составил почти 125 млрд руб., из них убыток «Аэрофлота» — 96,5 млрд руб. В 2020 г. компания привлекла 80 млрд руб., из которых 40,9 млрд руб было выделено из ФНБ. В итоге доля государства даже выросла — до этого ему принадлежал лишь 51,17% акций. 

В последний раз дополнительное размещение акций «Аэрофлота» проходило осенью 2020 г. в разгар пандемии COVID-19. В 2020-м власти выделили всем авиакомпаниям из бюджета почти 21 млрд руб. В первую очередь эти средства были предоставлены на компенсацию расходов по выплате зарплат и лизинговых платежей за самолеты.

Тогда докапитализация компании объяснялась повышением ликвидности в кризис. Сейчас перевозчикам, не входящим в группу «Аэрофлот», власти планируют предложить выкуп их ценных бумаг за счет ФНБ. Вырученные средства они смогут направить на погашение долгов. «Цель обсуждаемых мер, в том числе по возможному выкупу акций, — действенная помощь перевозчикам, оказавшимся в сложной ситуации», — подчеркивает источник РБК, близкий к правительству. Так, представитель «Уральских авиалиний» говорит, что менеджмент перевозчика работает с Минтрансом по этому вопросу. Долги компании на ноябрь 2021 г. — 1,24 млрд руб.

В 2022 г. прямая поддержка авиакомпаний вырастет в пять раз — до 110 млрд руб., пообещал первый вице-премьер Андрей Белоусов 13 апреля. Эти деньги будут выдаваться на перевозку пассажиров в летне-осенний период, чтобы пассажиропоток российских авиакомпаний по итогам года составил не менее 100 млн человек.

Сейчас все идет к тому, что цены будут определяться масштабами субсидирования перевозок, а не рыночными факторами, замечает исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

Если правительство дальше будет накачивать отрасль субсидиями, это может превратить гражданскую авиацию в новый вид общественного транспорта с регулированием тарифов, — допускает он.

После введения западных санкций против российской авиаотрасли перевозчики столкнулись с многочисленными сложностями. Для них закрыто небо Евросоюза, западные лизинговые компании перестали поставлять новые самолеты и начали арестовывать уже предоставленные лайнеры за рубежом, остановлены поставки запчастей.