Меню

«Нюансы, над которыми надо немедленно работать». Как молочная отрасль переживает санкции

«Отечественные комбайны сделаны на импортных компонентах. Тракторы выпускает российский производитель, но гидравлика с Украины». Проблемы с семенами, генетикой и упаковкой в сельском хозяйстве.

Основатель «Молвеста», одного из крупнейших в России переработчиков молока, и марки «Вкуснотеево» Аркадий Пономарев рассказал РБК о том, с какими проблемами за последние два месяца столкнулись производители молочных продуктов. По его словам, некоторые из них «доходят до абсурда». Главное — в материале DK.RU.

Напомним, именно молочная отрасль сильнее других в АПК рискует из-за новых санкций, ведь она напрямую зависит от импорта скота и семенного материала. Сейчас, по словам Пономарева, племенных животных в России достаточно, чтобы обеспечить производственную безопасность по молочной продукции минимум на год, но нужно думать о том, что будет дальше.

«У нас все время были санкции, и мы находились в состоянии экономической войны. Действия Минфина и Центробанка по укреплению рубля обеспечили нам временное укрытие. Теперь надо ответить на вопрос о том, насколько это укрытие прочное, потому что мы видим нарастание экономических санкций. И второй момент: как долго мы можем обеспечить жизнедеятельность в этом укрытии и подтянуть ресурсы для того, чтобы иметь возможность пойти вперед», — говорит Пономарев.

Экономика, которая была в России до 24 февраля 2022 года, и та, в которой страна существует после начала военной спецоперации на Украине, — это две совершенно разные экономики, — констатирует основатель «Молвеста».

Уход из России Danone и PepsiCo Аркадий Пономарев комментирует так: «Молочная отрасль самая конкурентная в российском АПК. Если кто-то из нее выпадет, отряд не заметит потери бойца. Да, они больше каждой из отечественных компаний, но не настолько больше, что, если они уйдут с рынка, будет какая-то катастрофа. Будут небольшие технические проблемы, но не более того».

Работа Минсельхоза по стимулированию импортозамещения обеспечила России с учетом ресурсов Белоруссии достаточное количество сырья для производства продуктов, «чтобы находиться в этом укрытии долгое время», уверен Пономарев.

Я говорю об уровне продовольственной безопасности в виде сырьевых ресурсов: это касается зерна, мяса, кормов, необходимых для того, чтобы содержать животных и получать молоко. Они сегодня есть, но дальше есть нюансы, над которыми надо немедленно работать, потому что в ближайшее время это на нас скажется, — уточняет основатель «Вкуснотеево».

«До молока в бидонах, наверное, все-таки не дойдем, хотя, знаете, лучше не зарекаться», — описывает Пономарев ситуацию с нехваткой тары.

«Сейчас транснациональная компания Tetra Pak, которая находится в Швеции, ведет себя безобразно по отношению к России. Она запрещает заводу печатать упаковку для таких национальных продуктов, как кефир и ряженка. Они пока оставили молоко, а вот эти продукты вывели. То есть оборудование у нас в стране есть, машина, которая может печатать, есть, но они не дают бюджет и разрешение на покупку материалов для того, чтобы завод печатал эту упаковку», — говорит Пономарев.

По его словам, «Молвест» сделал достаточно запасов и уже заменяет поставки от Tetra Pak продукцией других поставщиков, но и здесь есть проблема. Многие российские заводы, которые производят упаковку, работают на оборудовании Tetra Pak. В пищевом упаковочном производстве используются картон, полиэтилен, краски, алюминиевая фольга, которые завозятся из-за рубежа. Беленый картон завозится из Финляндии.

В России еще с советского времени этот картон выпускал Светогорский завод — он работает, но он в собственности американцев, — указывает Пономарев. — Отечественный полиэтилен подходит только для наружной упаковки, но другой слой полиэтилена, который находится в середине упаковки, завозится в Россию из Германии. Имея гигантские мощности по добыче алюминия, алюминиевую фольгу мы получаем не от нас.

В России есть необходимое сырье для собственного производства упаковки и эту задачу необходимо решить, убежден основатель «Молвеста». При этом он допускает, что это может вызвать некоторое упрощение упаковки, которое потребители заметят. «Может быть, картон упаковки будет теперь не белый, а коричневый или будет не слишком яркий рисунок. Или вернемся к тому, что в упаковках сыра не будет защитных пленок — в магазине будут резать головки», — говорит Пономарев.

Регулирование цен может быть при условии, что оно будет оправданно и не приведет к тому, что продукты будут уходить с полки, считает основатель «Молвеста».

Снизить себестоимость могут продукты с более короткими сроками годности, считает Пономарев. «Длительные сроки годности придумали те же сети для того, чтобы меньше заниматься этими товарами — поставили на полку и забыли. Для промышленности это реальное удорожание себестоимости продукта, потому что нужно создавать стерильные условия, которые для обычных продуктов не нужны, а это всегда проблематично, и для потребителей свежая продукция намного интереснее», — добавляет основатель «Молвеста». Многослойная упаковка Tetra Pak, обеспечивающая длительные сроки хранения, стоит, по его словам, около 17 руб. в цене молока, если не больше — разница в себестоимости с бутылкой или однослойной упаковкой составляет около 30%.

Опасность основатель «Молвеста» видит в зависимости России от импортных семян ряда культур: сахарной свеклы, кукурузы и люцерны.

У нас есть отдельные семеноводческие хозяйства, которые этим занимаются, но вопрос, как быстро это можно сделать. Даже если эти семена малопродуктивные и дают меньше урожая, они все равно сколько-то дают. Можно засеять больше, но при наличии площадей встает вопрос: хватит ли этих семян, чтобы заместить все импортные? Вот на этот вопрос пока ответа я не вижу, — рассуждает Пономарев.

Немедленного решения требует и вопрос, связанный с семенным материалом в животноводстве. От импорта племенного скота российское животноводство не очень сильно зависит: существующее поголовье животных обеспечит продовольственную безопасность как минимум в течение года. Но на будущее, по мнению Пономарева, есть риски: очень большой процент необходимого для воспроизводства скота бычьего семени поступает из-за рубежа, и на текущий момент непонятно, сможет ли отечественное производство обеспечить все потребности.

«В наших государственных селекционных центрах содержатся какие-то быки, которые дают материал. Но вопрос тот же, что и по семенам: сколько и какого качества? То есть мы не знаем, сможем ли самостоятельно себя обеспечить. А производство — это долгий процесс сроком четыре-пять лет», — отмечает Пономарев.

Эксперт отмечает также, что в сельском хозяйстве сложная ситуация с оборудованием.

«Отечественного оборудования практически нет, и грустно смотреть на бравадные выступления, когда говорят о чем-то, что делается у нас. Несколько дней назад по телевизору показывали завод, где делают бороны — это рамка со штырями, которую тянет трактор. Эта тема ни о чем. Если мы говорим об оборудовании, мы первым делом должны говорить об энергонасыщенной технике. Это тракторы, зерноуборочные комбайны, опрыскиватели — вещи, без которых невозможно посеять и собрать урожай», — отмечает основатель «Молвеста».

Отечественные комбайны сделаны на импортных компонентах. Тяжелые тракторы — базовую вещь в сельском хозяйстве — выпускает единственный отечественный производитель «Петербургский тракторный завод». У них, насколько я знаю, наши двигатели и наши коробки передач, но такая мелочь, как гидравлика, вся с Украины шла, — рассказывает Пономарев.

Ситуация с другой сельскохозяйственной техникой, по его словам, еще сложнее, и на сегодняшний день бизнес «ищет лазейки» по поставкам запчастей. Имеющийся сегодня резерв, с учетом белорусских тракторов, позволит российским аграриям продержаться какое-то время.

«Молвест» — одна из немногих отечественных компаний, которая производит молочные продукты на собственной закваске, рассказывает ее основатель. «Мы работаем на собственных кефирных грибках — эта закваска у нас живет с 1969 года, мы ее культивируем и используем. Таких компаний у нас в стране две или три, все остальные работают на импортных сухих кефирных заквасках», — говорит Пономарев. В дальнейшем на базе кефира можно создавать собственные национальные линейки базовых продуктов, к примеру йогуртов.

Бизнес продержится, уверен основатель «Молвеста», но создать промышленность без государственного вмешательства и поддержки он не сможет. «Должны быть люди, которые в этом деле разбираются и могут возглавить ту или иную отрасль. Это не должны быть сегодняшние менеджеры, которые работают по слайдам и таблицам в Excel. Это должны быть реальные производственники, которые способны организовать систему кооперации по сельскохозяйственному машиностроению не на слайдах. У нас они есть», — говорит представитель отрасли.

Читайте также: «Гидравлика нужна рынку прямо сейчас. Иначе производители техники встанут»