Меню

Новый закон об иноагентах: финансирование из-за рубежа теперь не главный критерий

Госдума готовит новый закон об иностранных агентах, который объединит все реестры требований к признанным таковыми компаниям и частным лицам. В списки смогут включать и коммерческие организации.

В Госдуме разработали новый закон о контроле за вмешательством во внутренние дела России. Он позволяет отнести к иноагентам и тех, кто не получает финансирование из-за рубежа, а также коммерческие компании, если их деятельность будет признана политической.

РБК, ознакомившись с текстом законопроекта «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», пишет, что в документе сформулированы понятия «иностранный агент» и «иностранное влияние». Подготовлен документ членами комиссии Госдумы по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России; соавторами, как предполагается, станут и сенаторы. Внести в Думу его могут уже сегодня, 25 апреля.

Законотворцы предлагают считать иноагентом лицо, «получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах» и осуществляющее деятельность, типы которой описаны в законопроекте: политическая; целенаправленный сбор сведений в области военной и военно-технической деятельности России; распространение сообщений и материалов, предназначенных для неограниченного круга лиц, а также участие в создании таких сообщений и материалов.

Под иностранным влиянием при этом подразумевают предоставление лицу поддержки иностранным источником (иностранным государством, его органами власти, международными организациями), оказание воздействия на это лицо, «в том числе путем принуждения, убеждения», а также иными способами.

На вопрос о том, как можно на практике доказать, что на кого-то оказывалось воздействие путем принуждения и убеждения, заместитель председателя комиссии Андрей Луговой пояснил, что это лишь формулировка для первого чтения, ко второму ее «раскроют» подробнее. По словам Лугового, при подготовке ко второму чтению законодатели и представители гражданского общества «смогут взглянуть на законопроект свежим взглядом» и предложить поправки.

В документе указано, что под поддержкой иностранного источника понимается получение иностранного финансирования, организационно-методической, научно-технической помощи, а также помощи в иных формах.

Из нового законопроекта следует, что попасть в число иноагентов можно будет и не имея иностранного финансирования или иной помощи, а, например, в результате «воздействия» иностранного источника. Норма, позволяющая признавать кого-либо иноагентом без получения им финансирования и помощи, уже существует в законе «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека…» и касается только физлиц вне зависимости от их гражданства (на физлиц, которые признаны СМИ-иноагентами, она сейчас не распространяется).

Теперь норму предлагается распространить на все категории иноагентов. Источник в Госдуме сообщил, что возможным основанием может быть следующее: «Допустим, если человек проходил обучение за рубежом, как организовывать несанкционированные митинги, и занимается организацией таких несанкционированных мероприятий, то есть политической деятельностью на территории России, то это может являться основанием для признания его иноагентом».

Василий Пискарев, глава комиссии по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России, уточнил, что разработка проекта была продиктована правоприменительной практикой последних лет. По его словам, стало понятно, что правильнее объединить все требования к иноагентам в одном законе и необходимо «определиться в понятиях», подробно описав, что означает статус иноагента, разъяснить понятие «иностранное влияние» и т.д.

Главная цель введения нашего законодательства об иноагентах не запретительная, не репрессивная, а в большей степени информационная, направленная на обеспечение прозрачности их деятельности. Если данная деятельность не противоречит российскому законодательству, но опирается на поддержку извне, наше общество вправе знать об источниках иностранного вмешательства во внутриполитические дела страны, — сказал Пискарев.

Согласно законопроекту, в стране должен появиться единый реестр иноагентов, сейчас их несколько: НКО, СМИ (в этот реестр также включены признанные СМИ-иноагентами журналисты-физлица), незарегистрированные общественные объединения и физические лица. В последнем реестре пока только четыре человека — журналисты Матвей Ганапольский* и Евгений Киселев*, проживающие в Украине, а также соратник Алексея Навального* Леонид Волков* и оппозиционный политик Владимир Кара-Мурза*.

Авторы нового законопроекта предлагают признавать иноагентами российские и иностранные юрлица независимо от их организационно-правовой формы, так что ими могут быть признаны в будущем и коммерческие организации. По словам Пискарева, попасть под действие закона может и такая компания, как Coca-Cola, «при наличии определенных признаков»:

Для этого компания должна начать вести в России политическую деятельность, опираясь на зарубежное финансирование. Если компания займется пропагандой здорового образа жизни или окажет благотворительную помощь дому престарелых, то это не будет основанием признать ее иноагентом.

Если же компания «будет пытаться вмешиваться в деятельность органов публичной власти, оказывать давление при принятии каких-либо законов, пытаться повлиять на результаты выборов, организовывать митинги, шествия, демонстрации, то здесь уж, как говорится, «сам виноват», добавил Пискарев.

Признанные иноагентами компании и частные лица по-прежнему будут использовать маркировку с указанием их статуса: «Материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом либо касаются деятельности такого агента». В случае с учредителями, членами, участниками, руководителями юрлица-иноагента предлагается такая формулировка: «материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены учредителем, членом, участником, руководителем юридического лица, включенного в реестр, или лицом, входящим в состав органа».

При этом иноагентов предлагается освободить от обязанности маркировать сообщения бытового характера в соцсетях, сохранив это требование только к материалам, связанным с профессиональной деятельностью либо той деятельностью, на основании которой иноагент был включен в реестр. Не нужно будет маркировать, например, сообщение о прогулке с ребенком или фотографии того, как человек наряжает елку.

При включении в реестр Минюст теперь должен будет сообщать, на каком основании то или иное лицо было признано иноагентом «с указанием конкретных норм» закона. Законопроект также вводит единый порядок исключения из реестра. В частности, иноагент может быть исключен оттуда по итогам внеплановой проверки Минюста, в случае если будет установлено, что в течение года, предшествовавшего дню подачи иноагентом заявления об исключении, он не получал иностранное финансирование или помощь и не вел политическую и другую описанную в законопроекте деятельность.

Ранее на DK.RU: «Займемся этим». Путин высказался в поддержку пересмотра закона об «иноагентах»

* - выполняет функции иностранного агента * - внесен Росфинмониторингом в перечень организаций и физлиц, причастных к терроризму и экстремистской деятельности.