Экспорт в дружественные страны и тотальное импортозамещение: российские промышленники резко перепрофилируют бизнес. Необходимо найти новые рынки сбыта и новых поставщиков комплектующих.
Многие крупные промышленные предприятия России зависят от иностранного импорта. Как только Запад обнародовал пакет антироссийских санкций, производства столкнулись с целым рядом проблем: от нехватки качественного литья до перебоев в логистике. Вынужденная перестройка, поиск российских аналогов иностранной компонентной базе и исследование новых экспортных рынков — то, что ждет промышленность в обозримом будущем.
Власти помогают промышленникам как могут. Впрочем, промышленники и сами, как бароны Мюнхгаузены, вытаскивают себя из трудной ситуации. Сегодня — об экспортной деятельности Красногвардейского машиностроительного завода (АО КМЗ) и о том, как предприятию удалось переналадить производство после ухода из России иностранных компаний.
Технологичность как философия
Красногвардейский машиностроительный завод (АО КМЗ, г. Артёмовский) разрабатывает и производит крупные тягодутьевые машины (ТДМ) — вентиляторы и дымососы, высоконапорные нагнетатели. Основными потребителями продукции являются ведущие предприятия энергетической, металлургической и нефтехимической отрасли. Среди крупнейших заказчиков — ООО «Сибирская генерирующая компания», ГМХ «Металлоинвест», ООО «УГМК – Холдинг», ПАО «ГМК Норильский никель», АО «ERG Group» РК, ПАО «ФосАгро» и др.
В 2020 г. АО «КМЗ» реализовал продукции на 780 млн руб., в 2021 — 1,2 млрд руб., план на этот год — 2,2 млрд руб. Доля продукции предприятия на российском рынке, по данным Минпромторга, составляет 75%. Ежегодный рост реализации продукции минимум на 50% при сохранении численности предприятия обусловлен комплексом мероприятий, проведённых на АО «КМЗ». Речь идет про внедрение системы менеджмента и качества ISO 9001, участие в нацпроекте «Производительность труда», разработку и внедрение собственных продуктов ERP и т.д.
Отличительной особенностью предприятия является наличие единственного в стране стенда аэродинамических испытаний тягодутьевых машин, объединяющего в себе российские и европейские стандарты.
У АО «КМЗ» нет шаблонных решений, каждая тягодутьевая машина, изготовленная на КМЗ, — это индивидуальный заказ. Применение современных систем проектирования позволяет добиваться максимальной унификации основных быстроизнашивающихся узлов на всех ТДМ, созданных предприятием.
Тягодутьевые машины АО «КМЗ» стоят в одном ряду с аналогичной продукцией, выпускаемой компаниями Howden (Англия), TLT-Turbo, Reitz, Venti Olde и Piller (Германия). Энергоэффективные решения КМЗ позволяют предприятиям снизить энергопотребление на установленном оборудовании отечественного производства до 15%.
Порядка 30% продукции отгружается на экспорт: в Казахстан, Узбекистан, Белоруссию и до недавнего времени — в Украину. В прошлом году предприятие было признано «Экспортером года в сфере промышленности — средний бизнес» в конкурсе Центра поддержки экспорта Свердловской области (подразделение Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства, СОФПП) «Экспортер года».
Работа на экспорт
По части организации экспортной деятельности КМЗ плотно взаимодействует с СОФПП. От фонда завод получает всевозможную поддержку и планирует и дальше развивать это сотрудничество. Тем более сейчас, когда об одном из самых крупных рынков сбыта (украинский) пришлось забыть.
Для КМЗ организованный при СОФПП Центр выполнял большой пул работ. Например, эксперты ЦПЭ делали перевод презентационных материалов, учредительных документов, технической документации на английский, украинский и арабский языки.
Поддержка фонда была своевременной, комплексной и полезной, отмечает Александр Мирюк.
Мы получили значительную поддержку от специалистов фонда, которые помогли нам разобраться во многих аспектах экспортной деятельности, — добавил спикер.
Слово об импортозамещении
В середине апреля Валентина Матвиенко с удивлением обнаружила, что в нашей стране не производят гвозди. Если бы глава Совета Федерации послушала металлургов или энергетиков, она бы сделала еще одно открытие: в России не налажено производство подшипников. Маленьких, но важных подшипников. Импортные подшипники выходят дешевле. Чтобы наладить их производство, необходимо качественное литье и поковка. И с тем, и с другим в стране проблема. Потому и закупают промышленники продукцию компании SKF (шведская интернациональная машиностроительная компания, крупнейший в мире производитель подшипников, систем смазки и мехатроники, прим.ред).
Все производственные предприятия столкнулись с целым пулом проблем: в России не выпускают технологичные датчики с широким диапазоном сигналов, подшипники на консистентной смазке, смазочные материалы. Производством крупных высоковольтных электродвигателей занимается всего несколько заводов, значительно отстающих по технологиям и системам управления и планирования производства, для создания отечественного ЧРП (частотно-регулируемый приводам, — прим.ред) нет своей элементной базы. Нас, конечно, волнуют в большей мере подшипниковые узлы, конструктив которых был заложен в уже заключенные контракты. Аналоги, которые делают, например, в Минске, не обладают высоким классом точности и надёжности, — рассказывает коммерческий директор АО «Красногвардейский машиностроительный завод».
Сейчас КМЗ ищет альтернативу SKF, FAG, Timken в Китае и других странах, которые не ввели ограничения. Завод укомплектован высококлассными инженерами-конструкторами. Они разрабатывают новую модель подшипникового узла для своих тягодутьевых машин. Разработка позволит унифицировать применение альтернативных поставщиков и значительно увеличить срок службы всего механизма.
Новая конструкция корпусов допускает применение минских подшипников и стандартизирована под применение всеми без исключения производителями. Разработка уже протестирована и внедрена на ряде предприятий. Скажу больше: тягодутьевые машины с новым подшипниковым узлом АО «КМЗ» будем поставлять в Подмосковье, где полным ходом идёт строительство четырех мусоросжигающих заводов по швейцарской технологии Hitachi Zosen. Новая конструкция удобна в обслуживании и является более надёжной, — отмечает Александр Мирюк.
Замкнутый круг
Чтобы импортозамещение действительно работало, необходимо выстраивать диалог между руководителями предприятий совместно с Минпромторгом и региональными властями, уверен Александр Мирюк.
Необходимо, чтобы крупнейшим холдингам, предприятиям поставили приоритетную задачу применения продукции местных производителей, тогда импортозамещение заработает в полной мере, — говорит спикер.
Кроме того, считает коммерческий директор Красногвардейского машиностроительного завода, промышленным предприятиям, которые разрабатывают и производят энергоэффективное, современное оборудование, необходимо позволить использовать НДС на модернизацию и дальнейшее развитие предприятия. Также правительству стоит рассмотреть возможность внедрения программ, грантов и субсидий, которые бы покрывали до 100% расходов на автоматизацию и цифровизацию предприятий.
Ранее на DK.RU: Новые векторы развития экспорта: «Армения готова стать буферной площадкой для России»