Понятие «компания-зомби» появилось в Японии в 1990-е. Это компании, прибыли которых хватает только на обслуживание долгов. Их число начало расти еще в пандемию.
Эксперты рейтингового агентства НКР совместно с Rescore впервые подсчитали, сколько в России компаний-зомби, сообщает РБК. Этим словосочетанием агентство называет бизнесы, которым прибыли едва хватает на обслуживание долгов. Их число начало расти еще в пандемию. В выборку исследования вошли почти 77 тыс. предприятий с отчетностью по российским стандартам (РСБУ) за 2016–2020 гг. Для вхождения в выборку выручка компании должна была составлять не менее 100 млн руб. за 2020 г. и быть ненулевой каждый год с 2015-го.
В рамках исследования НКР и Rescore к категории «зомби» были отнесены российские компании, которые на протяжении хотя бы двух лет подряд показывают коэффициент покрытия процентов не больше единицы. Иными словами, их годовая прибыль до уплаты процентов и налогов (EBIT) меньше или равна процентным расходам по долговым обязательствам. Так, по итогам 2020 г. 7,7% российских компаний функционировали в режиме «зомби», это намного больше, чем в 2016–2019 гг., когда доля таких компаний составляла около 3%, следует из исследования. Общая выручка компаний-зомби по итогам 2020 г. составила 6,7 трлн руб., подсчитали авторы исследования.
Понятие «компания-зомби» давно вошло в обиход экономистов. В эпоху «потерянного десятилетия» в Японии 1990-х гг. так называли местные корпорации, генерировавшие денежные средства, которых хватало только на обслуживание долгов. Тогда доля компаний-зомби в Японии колебалась от 5 до 15%, а затем подскочила до 25%. Каждый новый кризис, включая мировой финансово-экономический 2008 г. и еще не завершившийся пандемический спад, возвращали актуальность проблеме компаний-зомби. Так, в США в 2019 г. примерно 7% публичных компаний и 4,5% частных компаний относились к категории «зомби».
В России количество компаний-зомби из выборки за пять лет увеличилось почти втрое — с 2,11 тыс. в 2016 г. до 5,92 тыс. по итогам 2020 г. Основную массу составляют малые предприятия с выручкой 100–300 млн руб: в 2020 г. их доля достигла рекордных 64% от общего числа. Малые компании в России, как правило, менее рентабельны, и к тому же ставки кредитования для них обычно выше, чем для крупных компаний, объясняют авторы исследования.
«Существенный рост доли таких компаний — с 2,9% в 2019-м до 7,7% в 2020-м — обусловлен прежде всего влиянием пандемии COVID-19», — комментирует генеральный директор Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев:
В 2020 г. бизнес, особенно малый, не смотрел в будущее и использовал стратегию выживания, то есть в условиях сжатия спроса и снижения прибыли брал кредиты на пополнение оборотных средств и выплату зарплат. Но закрыть такие компании в большинстве своем было невозможно, потому что они дают хоть какие-то возможности для жизни.
Существенных различий доли компаний-зомби в региональном разрезе нет, следует из данных НКР. Зато весьма существенные различия наблюдаются в отраслевом разрезе. Наибольшее количество компаний-зомби насчитывается в сфере торговли — 42%. В строительстве и в управлении недвижимостью к зомби, соответственно, относятся 8 и 7% юрлиц.
Методологическим недостатком (не зависящим от НКР и Rescore) является то, что исследование проводилось на базе неконсолидированной отчетности по РСБУ, то есть некоторые компании могут быть частью какой-либо корпоративной группы и формально классифицироваться как зомби, но это является просто следствием внутреннего устройства и распределения финансовых потоков. Например, одна компания может быть центром привлечения заемных средств, тогда как основная прибыль холдинга может концентрироваться на других предприятиях. В ряде случаев за этим может скрываться нелегальная схема ухода от налогов, когда одно из предприятий используется как «центр убытков».
Как сообщал DK.RU, в августе прошлого года доля экономически убыточных производственных предприятий в России достигла 15%. Заводы производят никому не нужную продукцию, но закрывать их все равно невыгодно.