Сокращение перелетов из РФ заставляет пилотов искать работу в других странах. Минтранс говорит, что так Россия рискует остаться без пилотов, профсоюзы же напоминают о нынешнем отсутствии работы.
В Минтрансе России заявили, что отток персонала на работу за границу может привести к нехватке в стране пилотов. В то же время отраслевые сообщества и профсоюзы указывают на сложности с трудоустройством в будущем, ведь перевозок стало намного меньше.
Как пишет «Коммерсантъ», ссылаясь на разработанный Минтрансом проект комплексной программы развития авиатранспортной отрасли до 2030 г., ведомство всерьез опасается оттока пилотов в зарубежные авиакомпании, что в будущем приведет к нехватке летного состава.
В документе сказано, что каждый месяц в министерство поступает порядка 70 обращений от коллег из других стран с просьбой подтвердить сертификат специалиста — цифра говорит о том, сколько пилотов ищут работу за границей. Согласно проекту, власти рассчитывают справиться с возможным дефицитом персонала за счет профильных учебных заведений: планируется, что их будут оканчивать по 806 человек в 2025–2029 гг.
Александр Нерадько, руководитель Росавиации, на заседании расширенной коллегии в марте 2022 г. заявлял, что в 2021 г. по летным специальностям в учебные заведения России было принято 897 человек, показатель трудоустройства выпускников в 2021 г. составлял 74%. В Минтрансе не озвучили цифры по числу студентов и их дальнейшему трудоустройству.
Опрошенные «Коммерсантом» эксперты, профсоюзы и пилоты говорят, что из документа не ясно, что делать, если появятся сложности с трудоустройством выпускников 2022 и последующих годов, учитывая нынешнее снижение числа перевозок. В 2021 г. российские авиакомпании перевезли более 111 млн пассажиров. Министерство допускает, что в 2025 г. их число может снизиться до 58,2 млн человек. Таким образом, считают в Совете по профессиональным квалификациям воздушного транспорта (СПК ВТ), к этому моменту около половины персонала отрасли могут остаться без работы.
Сейчас, по данным СПК ВТ, в простое находятся около 1,5 тыс. линейных пилотов (13%) и 1,3 тыс. бортпроводников (5%). Большая часть — это сотрудники грузовых авиакомпаний «Атрана», AirBridgeCargo (обе входят в ГК «Волга-Днепр») и Sky Gates, сообщил президент профсоюза летного состава России Мирослав Бойчук. В Шереметьевском профсоюзе летного состава (ШПЛС) ранее сообщали РБК о риске сокращения пилотов SSJ в связи с переводом бортов из «Аэрофлота» в «Россию». В «Аэрофлоте» информацию не подтвердили.
Многие эксперты уверены, что на рынке возникнет избыток пилотов. В кризис 2008-2009 гг. и в 2014 г. пилоты из России находили работу в Китае, Вьетнаме, на Ближнем Востоке. Но сейчас, считает гендиректор консалтинговой компании Friendly Avia Support Олександр Ланецкий, с этим могут быть проблемы из-за санкций, последствий военной операции на Украине и пандемийных ограничений в Китае. Исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев полагает, что в будущем летный состав будет востребован в первую очередь на самолетах российского производства.
Напомним, уже два месяца большинство российских авиакомпаний не летают за границу из-за санкций и закрытия воздушного пространства для бортов РФ Евросоюзом. Европейские лизинговые компании приостановили поставки в Россию новых лайнеров и стали задерживать уже предоставленные борты в зарубежных аэропортах. В середине марта Владимир Путин подписал закон, которым дает возможность регистрировать в России права на иностранные самолеты, находящиеся в лизинге у российских компаний.