Из формулы, которую использовали для распределения денег, планируют исключить фонд оплаты труда. Это сделает систему более справедливой, считают эксперты.
Минфин предложил исключить фонд оплаты труда из формулы, которую используют для распределения по регионам налога на прибыль компаний с филиалами. Мера может улучшить состояние в регионах, где расположены производственные площадки, а зарплаты невысоки. В пресс-службе ведомства сообщают, что корректировки позволят обеспечить более справедливое зачисление налога в бюджеты регионов.
Сейчас распределение происходит следующим образом: общая ставка налога на прибыль 20%, в федеральный бюджет зачисляется 3%, в региональный бюджет идет 17%. Эти 17% распределяются между головной организацией и филиалами пропорционально долям прибыли — каждая часть выплачивается в бюджет соответствующего региона по месту нахождения головной организации или обособленного подразделения. Доля прибыли определяется исходя из средневзвешенной численности работников или фонда оплаты труда филиала — по выбору налогоплательщика, а также остаточной стоимости амортизируемого имущества.
Согласно действующей сейчас схеме, налог на прибыль уходит преимущественно в бюджеты тех регионов, где находится основная часть производственной базы или создано большее число рабочих мест. Механизм экономически оправдан, однако уровень зарплаты в субъектах может сильно отличаться.
В связи с этим Минфин для справедливого распределения налога на прибыль предлагает распределять его исходя из численности работающих и стоимости основных фондов, исключив возможность использования показателя фонда оплаты труда. Такие изменения сейчас готовятся в министерстве, — сообщает Минфин.
О том, что ведомство готово задуматься о более справедливом зачислении налога на прибыль филиалов в региональные бюджеты, в конце апреля заявлял глава ведомства Антон Силуанов.
Там, где производство и рабочие руки, должны оставаться и деньги, — подчеркивал он.
Известно, что рассматривался и другой вариант распределения налога на прибыль между региональными подразделениями — исходя из объема произведенной продукции, но эту инициативу не поддержали, назвав показатель объема не универсальным, так как не все обособленные подразделения занимаются непосредственно производством продукции.
Директор центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов говорит, что вопрос справедливого распределения налога на прибыль стал намного актуальнее на фоне отмены консолидированных групп налогоплательщиков (отменяются с 2023 г.). Климанов считает, что новая формула должна быть разработана до конца лета, чтобы в сентябре было понятно, как планировать региональные бюджеты.
По данным ФНС, в 2021 г. абсолютным лидером по сборам налога на прибыль организаций (без учета консолидированных групп налогоплательщиков) стала Москва. В ее бюджет поступило 977 млрд руб., это более 26% всего налога на прибыль, перечисленного в российские регионы. На втором месте Красноярский край (116 млрд руб.), на третьем Ямало-Ненецкий автономный округ (99 млрд руб.). Также крупнейшими получателями в прошлом году стали Кемеровская (98 млрд руб.) и Челябинская области (96 млрд руб.), Ханты-Мансийский автономный округ (95 млрд руб.).
Ранее на DK.RU: Бизнес придумал способ для «легализации» международных платежей