Меню

Что необходимо сделать, чтобы импортозамещение в России заработало — Владислав Иноземцев*

career.mgimo.ru. Иллюстрация: career.mgimo.ru

Нынешняя ситуация может дать толчок развитию отдельных секторов экономики. Но государство должно отказаться от поборов и ставить реалистичные цели, а не рисовать воздушные замки, — считает экономист.

С 2014 г. Россия активно занималась импортозамещением, и, казалось, добилась успехов в некоторых отраслях. Однако из-за санкций даже они оказались в зоне риска. Экономист и публицист Владислав Иноземцев* рассказал, какие ошибки были допущены, и что должно сделать государство, чтобы импортозамещение в России стало полноценным.

— В последние недели сразу несколько изданий обратились ко мне с вопросами о состоянии российской программы импортозамещения. Я как мог ответил, но затем в моих блогах развернулась дискуссия, и мне захотелось понять, что именно у нас сделано в этом направлении и что можно было бы сделать.

Если суммировать выводы, я бы сказал следующее:

1. Импортозамещение в России после 2014 г. безусловно шло, но оно было понято в чисто количественном ключе: как задача увеличить долю добавленной на территории России стоимости. В результате по многим позициям формальная задача была выполнена: в том же сельском хозяйстве мы добились высокой степени самообеспечения, более того, с 2020 г. экспорт сельхозпродукции превышает импорт.

Однако события 2022 г. высветили другую проблему: отсутствие критически важных, но дешевых компонентов — семян, мальков рыб, вакцин для животных, а далее по цепочке — консервантов, ароматизаторов, даже упаковки для выпускаемой конечной продукции. Чтобы это появилось, не нужно инвестировать десятки миллиардов рублей через госкомпании, нужно создать «тепличные» условия для малого и среднего бизнеса, который и должен заниматься таким производством.

2. Многие коллеги, с которыми удалось поговорить и списаться, утверждают, что даже в довольно сложных технологиях Россия может выпускать продукцию если не мирового, то близкого к ней уровня. Однако есть две проблемы. Первая — издержки. Западные фирмы брали и берут масштабами: сегодня в мире нет успешных автоконцернов с выпуском менее 4–5 млн автомашин в год. То же и в производстве оборудования.

На закрытом российском рынке можно предложить качественные решения, но нужно заранее принять, что продукция будет в 1,5–3 раза дороже: мощности для серийного производства менее совершенные, рынок намного более узкий. Вторая — регулирование.

Россия — страна налогов и поборов, в то время как в Европе и США в новых отраслях о налогах до выхода бизнеса на самоокупаемость практически не вспоминают. Импортозамещение у нас возможно только в условиях дерегулирования — но в обстановке ******** времени о нем не думают.

3. Еще один важный момент, отличающий российское импортозамещение от программ ускоренного развития экономик в азиатских странах, и, например, от китайской концепции «двойной циркуляции» — оно должно происходить на фоне наличия огромного объема импортных товаров: парка компьютеров, автомобилей, самолетов и так далее. Соответственно важной задачей становится обеспечение работоспособности этого парка.

Это большой вызов: те же китайцы учились прежде всего на западных сборочных производствах, создавая потом свои. Этой культуры в России не было, но сейчас, вероятно, нужно наверстывать упущенное: копировать узлы и комплектующие и начинать производить их (или их подобия) самим. Проблемы интеллектуальной собственности, похоже, никого не волнуют, так что на этом фронте царит полная свобода. Изобретать с нуля сейчас ничего не нужно.

4. И, наконец, самое главное, на мой взгляд: импортозамещение не нужно финансировать авансом. То же сельское хозяйство за эти годы подтягивалось за спросом. Так должно быть и в промышленности. Выделить миллиарды под прекрасный план — значит их попросту потерять.

Нужно формировать планы государственных или корпоративных закупок той или иной продукции, но финансировать поставки «по факту». Пусть и по завышенным ценам, но реального товара, а не сказок.

Я давно сталкивался с этой проблемой, видя еще в 2010-е, как талантливые инженеры предлагали новаторскую продукцию на основе нанотехнологий; новые строительные материалы; экономные газовые горелки и десятки других изобретений, которые можно было запускать в серию и получать прибыль. Но кто заинтересован в экономии газа, если задача состоит в максимизации его продаж и выручки? Зачем строителям новые виды присадок к бетону, если тротуары мостят плиткой, которую желательно перекладывать раз в год?

Может ли нынешняя ситуация дать толчок развитию, подчеркиваю, отдельных секторов российской экономики? Может. Есть ли в стране инженеры и предприниматели, готовые ввязаться в этот проект? Есть. Что нужно для хотя бы первичного успеха? Готовность платить высокую цену, отменить большую часть налогов на импортозамещающие бизнесы, и самое главное — умение ставить реалистичные цели, а не рисовать воздушные замки.

Материал подготовлен на основе поста Владислава Иноземцева* в Телеграм-канале

>>> Читайте также на DK.RU:

Наталья Зубаревич: «Этот кризис совсем не от слова "отжался". Мы еще летим, дна не нащупали»

Что надо сделать, чтобы выдернуть самолет экономики из крутого пике — Евгений Коган

* - выполняет функции иностранного агента