Производители яиц жалуются на давление ритейла, из-за которого продукцию у них закупают буквально по себестоимости. На полках магазинов цены, однако, остаются прежними.
Российские производители яиц просят Федеральную антимонопольную службу проверить ценообразование на их продукцию. Как пишет «Коммерсантъ», участники рынка заявляют, что давление сетей привело к тому, что отпускные цены на яйца сравнялись с их себестоимостью. Цены на полках магазинов при этим вниз не идут. Ритейл в ответ заявил, что стоимость продуктов снижается пропорционально поставщикам. Эксперты, комментируя ситуацию, вспоминают о высокой конкуренции на рынке яиц и малых возможностях для ведения длительных переговоров о цене.
Галина Бобылева, гендиректор «Росптицесоюза», в своем письме заместителю главы ФАС Тимофею Нижегородцеву подчеркивает, что в апреле этого года, несмотря на сезонный рост спроса перед пасхальными праздниками, отпускные цены на яйца снижались, а у ряда компаний опустились до уровня себестоимости — около 40–45 руб. за десяток. При этом стоимость продукции на полках не меняется, а наценка сетей остается на уровне 40%.
«Росптицесоюз» подчеркивает, что птицефабрикам, которые работают с сетями через торги и в рамках договоров поставки, пришлось снижать цены под давлением ритейла из-за опасений отказа от сотрудничества. Галина Бобылева считает, что сети фактически вынуждают производителей продавать яйцо по той цене, которую сами выставляют на торгах. Возможности отказаться у производителей нет, ведь яйца — скоропортящийся продукт, остановить их производство невозможно.
В письме напоминается, что на совещаниях с Минпромторгом уже обсуждались вопросы смягчения взаимодействия ритейла и производителей, обсуждали и снижение наценки сетей, но инициативы так и не были реализованы.
В союзе подчеркивают, что низкие отпускные цены на яйца при высокой стоимости кормов и других ресурсов приведет к сокращению производства и банкротству птицефабрик. Производители планировали повысить цены еще в марте, когда начала расти себестоимость производства, но, видимо, договориться с ритейлом не смогли.
В Минпромторге и Минсельхозе ситуацию пока не прокомментировали. В ФАС подтвердили получение письма «Росптицесоюза» и напомнили, что яйца относится к социально значимым продуктам питания, на отдельные категории которых торговые сети добровольно ограничили наценки на уровне 10%. По информации пресс-службы ФАС, 6 мая X5 Group и «Магнит» отчитались, что наценки на отдельные категории куриных яиц сохраняются ниже 10%. Информацию из письма, однако, антимонопольщики проверяь.
По данным Росстата, в среднем цены на десяток яиц по итогам марта выросли в России на 9,32%, до 88,9 руб. В Ассоциации компаний розничной торговли утверждают, что средние закупочные цены на яйца для входящих в АКОРТ сетей колеблются в пределах 70–80 руб. за десять штук.
Зампред правления «Руспродсоюза» Дмитрий Леонов заявил, что торговые сети требуют от поставщиков самых разных продуктов снижать цены, используя в качестве аргумента возможные жалобы в Генпрокуратуру, цены на полках магазинов при этом не снижаются.