В России появился новый ГОСТ: пользователи не смогут разогнаться больше 25 км/ч даже на частном самокате, а система слежения будет ограничивать скорость в парках и зеленых зонах автоматически.
Минпромторг, мэрия Москвы и НАМИ вводят новые требования к ввозимым в РФ электросамокатам — «зашитое» с завода ограничение скорости 25 км/ч, сообщает Коммерсантъ. Эта функция уже есть в кикшеринговых самокатах, теперь она будет обязательна для устройств из магазинов. Документ проходит согласования. Согласно ему, все ввозимые в РФ и производимые в стране ЭСИМ (электросамокаты, моноколеса и гироскутеры) будут сертифицироваться на соответствие новому стандарту (до этого они проверялись лишь на «электромагнитную совместимость»). Головным разработчиком законопроекта выступает ФГУП НАМИ, в процессе участвует также заказчик — дептранс Москвы.
Спутниковая система ГЛОНАС принудительно ограничит скорость в заданных районах (например, в парках). Функция «пешеходный режим» будет включаться автоматически, она ограничит скорость до 6 км/ч и предполагает, что электросамокат будет подавать «отличительный и видимый световой сигнал» для водителя и окружающих. Если у ЭСИМ есть задний ход, он также должен быть ограничен 6 км/ч. Двигатель должен включаться только после того, как водитель помимо ручки «газа» активировал еще какую-то кнопку. В случае если водитель по ошибке нажал тормоз и акселератор одновременно, СИМ предписано тормозить. А при неисправности в системе питания электросамокаты должны замедляться до полной остановки, моноколесо должно издавать при этом еще и звуковой сигнал. Противоскользящая поверхность на электросамокатах должна иметь площадь не менее 150 кв. см, диаметр шин — не менее 125 мм, ширину — не менее 25 мм. Все СИМ должны быть оборудованы световозвращателями. Если СИМ способно разогнаться до 25 км/ч, обязательны передние фары и задние фонари (для медленных СИМ это опция).
Сформулированы требования и к маркировке: она должна содержать название производителя, класс, максимальную скорость, год производства, мощность, максимально допустимую массу. В инструкции обязательны правила пользования, в том числе обязанность ездока надевать обувь, рекомендации использовать защитную экипировку, избегать прыжков с бордюров или ступенек и т. д.
В сервисе Whoosh заявили, что «вопрос стандартизации выглядит актуальным»:
Мы видим рост популярности электросамокатов, также на улицах появляется все больше частных самокатов, которые, в отличие от шеринговых, не имеют каких-либо обязательных ограничений как при ввозе, так и на этапе эксплуатации.
В Whoosh отметили, что ГОСТ нуждается в «дополнительной проработке и большей детализации». Сбор замечаний к проекту стандарта продолжится до конца июня.
СИМ признаны опасными для окружающих, но их юридический статус по-прежнему не определен. Минтранс и ГИБДД подготовили проект поправок к ПДД, выделяющих их в категорию «средств индивидуальной мобильности». Пока ГИБДД исходит из того, что пользователи СИМ мощностью до 250 Вт — это пешеходы, электросамокат мощностью 0,25–4 КВт приравнивается к мопеду, более 4 КВт — к мотоциклу. В регионах ДПС требует права и наказывает водителей самокатов за нарушения ПДД (в частности за пьяную езду).
Ранее DK.RU рассказывал, что Верховный суд РФ признал электросамокаты транспортным средством.