«Долгое время владение китайским автомобилем было в России экзотическим явлением. Сейчас собственники авто из Поднебесной сформировали целое сообщество, и недостатка информации о моделях нет».
Заградительные наценки в 30-70%, установленные дилерами на новые машины европейских, японских и корейских брендов, подогрели интерес россиян к китайским автомобилям. Их поставки на российский рынок остаются стабильными, логистические проблемы решаются, а конвейеры на локальном производстве работают практически без перебоев. Если сравнивать с конкурентами, «чайна-кары» за похожую цену могут предложить широкий набор опций и более богатое оснащение салона на базе тех же силовых агрегатов мировых производителей. Для нетребовательных автовладельцев-новичков или тех, кому важна прежде всего цена, Сергей Власов, эксперт «Открытие Авто», составил рекомендации по выбору авто из Поднебесной.
— Рекордное падение нашего рынка весной текущего года китайские автомобили затронуло в меньшей степени. Так, с января по апрель 2022 г. все 14 официально представленных в нашей стране чайна-марок реализовали 27,7 тыс. новых машин, на 2,4% меньше, чем за тот же период прошлого года, в то время как весь авторынок за первые четыре месяца рухнул на 43%.
Кроме того, российские автолюбители увеличили расходы на китайские автомобили до 52,5 млрд руб. в первом квартале — это 9% всех денег, потраченных россиянами на покупку новых легковых машин в январе-марте 2022 г. За аналогичный период прошлого года доля затрат на покупку машин из Поднебесной в общих тратах на авто достигала 4,6%, то есть увеличилась за год в два раза. Китайские автомобили планомерно продолжают завоевывать свою долю рынка.
Быть или не быть или плюсы-минусы чайна-каров
Среди сильных сторон китайских автомобилей можно отметить дизайн и богатое наполнение даже начальных комплектаций. Обычно в «базовом» наборе уже есть датчики света и дождя, мультимедийная система с сенсорным управлением, климат-контроль, запуск двигателя кнопкой и обогрев руля.
В сочетании с низким ценником преимущества перевешивают многие минусы. К ним относят, например, слабую стойкость к коррозии (хотя опыт последних моделей это стойкое убеждение свел на нет). Также, по мнению многих российских покупателей, у машин из Поднебесной слабое ЛКП. Перед покупкой таких машин с рук обязательно нужно осматривать днище и весь кузов. Новые навесные детали могут обойтись дорого. Еще в списке типичных проблем плохая шумоизоляция, но этим могут «похвастаться» и марки подороже.
Отдельным абзацем стоит упомянуть про эргономику китайских автомобилей. Не всегда кнопки, рычажки и «крутилки» расположены в привычных местах. Иногда что-то важное прячут подальше в меню, а под рукой оставляют то, чем редко пользуешься.
То же касается разных меню мультимедиа, в дебрях которых легко запутаться (плюс многие производители до сих пор плохо знают русский язык, из-за чего случаются казусы перевода). Много проблем доставляют короткие подушки сидений со скользкой экокожей среднего качества. Еще в минусах — плавающее качество сборки со скрипящими элементами отделки, разваливающийся пластик мелких механизмов и заедающие замки. Справедливости ради: таких примеров становится все меньше.
Что касается непосредственно технических характеристик, то двигатели и коробки передач для китайских автомобилей делают на основе агрегатов, проверенных на немецких и японских авто. Это перевешивает многие перечисленные неудобства. Но, чтобы судить о надежности таких копий, прошло недостаточно времени активной эксплуатации в России.
Для опытных автовладельцев, понимающих, что им нужно от автомобиля, владение китайской машиной может быть раздражающим. Но для новичков, и тех, кто выбирает средство передвижения за небольшую цену, этот опыт может быть актуальным.
Опираться на отзывы
До последних лет владение китайским автомобилем оставалось в России экзотическим явлением, не хватало опыта для оценки нюансов эксплуатации азиатских марок. Сейчас собственники авто из Поднебесной сформировали целое сообщество, и недостатка информации о моделях нет.
Перед покупкой стоит изучить форумы с отзывами о реальной эксплуатации, узнать типичные проблемы и оценить их критичность. Полезно оценить опыт владения в течение нескольких лет, а если модель новая, собрать максимум информации от успевших ее купить. Обратите внимание, что «разовые» отзывы могут быть рекламными или упускать что-то важное. С полученной информацией к сделке важно подойти с холодной головой, оценивая плюсы и минусы своего выбора.
Изучить комплектации
Еще раз повторимся, что современные китайские кроссоверы (наиболее распространенные на рынке кузова) известны тем, что даже в базовых комплектациях хорошо оснащены. В них есть опции, которые ранее были ограничены для класса. Например, панорамная крыша, большие мультимедиа экраны, электрорегулировка кресел, светодиодная оптика. Но при этом сложно найти полноприводные модели и любимые в России объемные атмосферные двигатели. Нередки и странные сочетания вроде богатых комплектаций с механической коробкой передач или тканевым салоном.
Проверить доступность запчастей
В топе продаж в России сейчас кроссоверы Haval F7 (и его кросс-купейная версия F7x), Haval Jolion, Geely Coolray, Geely Atlas, Haval H9. Их уже можно назвать относительно массовыми, поэтому сложностей с обслуживанием не будет. При этом китайцы от планов расширения бизнеса в России не отказываются и, несмотря на внешние обстоятельства, продолжают предлагать новые модели машин. Например, Haval, Chery и Changan уже анонсировали новинки для нашего рынка. За последний год в принципе появилось пять новых автомобилей, а из тех, которые уже продавались весной прошлого года, в объемах продаж в апреле прибавили шесть.
Так что, если выбор падает на менее распространенную модель, стоит заранее проверить, как далеко от вас ее официальный дилер и в каком количестве он привозит комплектующие.
Бывает, что у марки много заказных позиций даже на ходовые запасные части, из-за чего несложный ремонт может затянуться на месяцы. Не лишним будет поинтересоваться в автомагазинах, нет ли сложностей с заказом комплектующих к выбранной марке и модели.
Особняком пока стоят китайские электромобили. Они только завоевывают внимание российских потребителей и продаются либо на вторичном рынке, либо у неофициальных дилеров, специализирующихся именно на электрокарах. Первый опыт эксплуатации показал эти машины надежными. Если не попадать в ДТП, требуется только замена расходников, а межсервисные интервалы будут заметно длиннее, чем у моделей с ДВС.
Приготовиться к росту цен и на китайские бренды
Космические наценки в 30-70%, установленные в марте на новые автомобили европейских, японских и корейских брендов, возникли из-за перебоев или полной остановки поставок на фоне военной спецоперации на Украине. Таким образом, дилеры берегли складские остатки в условиях неопределенности будущих поставок.
Несмотря на то, что у производителей из Поднебесной тоже был небольшой перерыв в поставках, многие гораздо быстрее конкурентов прояснили вопрос с логистикой, а другие оперативно возобновили производство в России. Это позволило китайским брендам стабильно поддерживать свою долю на рынке.
По итогам продаж января-апреля доля «китайцев» на российском авторынке превысила 9%, и многие автоконцерны хотели бы расширить бизнес еще больше, но пока не могут. Части мешает логистика, на перестройку которой трех месяцев, что прошли с начала военной спецоперации, оказалось мало. Кроме того, из-за новой волны коронавируса, разразившейся в Китае в апреле, ряд поставщиков из восточных и северо-восточных провинций Поднебесной приостановили выпуск деталей.
И, наконец, у дилеров чайна-марок остается еще немало машин, которые были закуплены в то время, когда официальный курс доллара в России был почти вдвое выше нынешнего. Реализовывать такой товар себе в убыток дилеры, естественно, не спешат. Поэтому автомобили, которые поступают в салоны сейчас, будут продаваться какое-то время в полтора-два раза дороже, чем те же модели в начале марта.
К примеру, самый популярный в РФ китайский автомобиль — Haval Jolion — с начала года подорожал больше других: он вырос в цене на 71%. Разница с январским ценником составила 1 млн руб. Значительный рост стоимости в десятке самых популярных у россиян «китайцев» показал и его «товарищ» по бренду — Haval H9: его минимальная цена увеличилась на 64%. В январе этот большой внедорожник можно было приобрести менее чем за 3 млн руб., а в конце апреля он продавался почти за 5 млн руб.
Отметим, что половина моделей из представленной десятки за указанный период подорожала более чем на 50%. Ниже приведена таблица с ценами дистрибьюторов на наиболее популярные модели китайских авто.
Автомобиль |
Цена, январь, 2022 год, млн руб. |
Цена, апрель, 2022 год, млн руб. |
Динамика роста цен |
HAVAL Jolion |
1,399 |
2,399 |
71% |
CHERY Tiggo 7 PRO |
1,69 |
2,52 |
49% |
HAVAL F7 |
1,73 |
2,64 |
50% |
CHERY Tiggo 8 PRO |
2 |
3,22 |
61% |
HAVAL F7x |
1,78 |
2,69 |
51% |
CHERY Tiggo 4 |
1,14 |
1,7 |
49% |
EXEED TXL |
2,7 |
4 |
48% |
EXEED VX |
3,3 |
4,8 |
45% |
HAVAL H9 |
3 |
4,9 |
48% |
FAW Besturn X40 |
1,35 |
1,6 |
19% |
На основе данных агентства Автостат
Впрочем, по сравнению с заоблачными ценами и фактическим отсутствием в продаже прочих зарубежных марок широкий модельный ряд и соотношение цены и качества новых китайских машин могут ускорить переориентацию российских потребителей и изменить их предпочтения в автомобилях.
Читайте также на DK.RU: Из-за эмбарго многие премиальные авто будут недоступны в России — даже Volkswagen Touareg