В условиях сложностей с экспортом нефтепродуктов и укрепляющегося рубля нефтяным компаниям остается только постоянно снижать цены на внутреннем рынке. Это выгоднее, чем остановка НПЗ.
В мае биржевые цены на бензин в России опустились до минимальных с 2016 г. значений для этого сезона. АИ-92 стал стоить на бирже почти на 30% дешевле, чем в начале года, 37 тыс. руб. за тонну — так мало топливо не стоило даже в пандемию.
Как пишет «Коммерсантъ», сейчас нефтяным компаниям необходимо поддерживать загрузку НПЗ в условиях ограниченных из-за санкций возможностей экспорта, иначе придется снижать добычу. В результате стоимость АИ-92 на бирже СПбМТСБ в понедельник, 23 мая, достигла 37,2 тыс. руб. за тонну, снизившись на 1,5% к предыдущему торговому дню. В среднем с начала месяца биржевая цена составила 38,9 тыс. руб. АИ-95 также торгуется на низких уровнях: его стоимость за день уменьшилась на 1%, до 41,3 тыс. руб. за тонну.
Отметим, обычно в мае – начале июня на российском топливном рынке цены растут особенно активно, спрос резко растет в связи с началом сезона отпусков, а на НПЗ в это время проводят ремонт.
Пока снижение цен почти не отразилось на ценниках заправок, но эксперты полагают, что и там в борьбе за клиента начнут снижать цены. Эксперты подчеркивают, что сейчас низкие оптовые цены на топливо улучшают экономику независимых АЗС, которые почти весь прошлый год имели отрицательную маржу продаж.
Нынешнее снижение цен, начавшееся вскоре после начала военной операции России в Украине, стало следствием значительного сокращения экспорта топлива и нефти из-за санкций ЕС и США — после их вступления в силу трейдеры начали массово отказываться от закупок российских нефти и нефтепродуктов. С 15 мая вступили в силу санкции Евросоюза, запретившие сделки с «Роснефтью» и «Газпром нефтью».
Раньше в случае падения спроса на топливо внутри страны и снижения привлекательности цен нефтекомпании могли снизить переработку и нарастить экспорт сырой нефти, сейчас же, с учетом всех трудностей при продаже нефти, они оказались перед сложным выбором: увеличить нагрузку на НПЗ в ущерб маржинальности или остановить часть добычи и нести прямые убытки.
Снижает привлекательность экспорта нефти и укрепление рубля. Компаниям не остается иного варианта, кроме как наращивание поставок топлива внутри страны, а для этого приходится снижать цены.
Согласно прогнозам «Петромаркета», за май уровень нефтепереработки в стране составит около 672,2 тыс. тонн в сутки, что чуть выше апрельского уровня, но на 9% ниже уровня мая 2021 г.
Читайте также: Экономисты: крепкий рубль и дорогая нефть несут риск банкротств и огромной инфляции