Об импортозамещении в медтехнике: процесс идет, дефицита нет. Приходится менять банки, географию поставок, логистику. Английский остается международным языком бизнеса, зато доллары — в прошлом.
Многих сейчас волнует, как с санкциями справляется бизнес, связанный со снабжением больниц и аптек. Оказалось, неплохо. Алексей Цикин, директор «ОМТ», рассказал о том, как компания и рынок в целом живут в эпоху импортозамещения.
«Отдел медицинской техники» — уральский производитель медицинской мебели и расходных материалов, крупнейший в стране поставщик сложного медицинского оборудования, резидент Титановой долины.
«Малый бизнес переживает изменения на рынке более тяжело: мы сталкивались здесь с паническими настроениями. Крупный, имея возможность диверсификации поставщиков, является более гибким к меняющимся правилам игры в данном контексте событий», — поделился он своими мыслями о ситуации в целом.
К тому, что самим делать выгоднее, компания пришла раньше, предвосхитив события этого года. Здесь стараются воспользоваться ситуацией, связанной с уходом с рынка части игроков, наращивать производство и поставки. Однако новых вводных в экономике, связанных с началом спецоперации на Украине (СВО), за короткий промежуток времени было много и многое пришлось перестраивать.
Что изменилось в вашей работе за последние месяцы?
— С нашего предыдущего разговора с DK.RU прошел всего год, но в мире случилось достаточно много событий — это не только продолжающийся ковид, но и мероприятия, связанные со специальной операцией на Украине. Она сильно повлияла на общую ситуацию на рынке.
В 2022 г. пришлось перестраивать бизнес в связи с изменениями в банковской сфере, в логистике и географии поставок. За это время поменяли три банка: все, с кем мы работали, попали под санкции. Часть средств, которыми мы расплачивались, до сих пор заморожена.
Отпала часть поставщиков: с нами отказалось работать одно предприятие Тайваня и одно предприятие из четырех в Германии. Соответственно, с марта нам пришлось искать новые контакты. Мы их нашли в Юго-Восточной Азии. Так что для нас это уже пройденный этап.
Вообще у нас широкая география закупок и она сохранилась, потому что «отпали» отдельные партнеры, а не направления. Мы привозим комплектующие изделия из Америки, Германии, Малайзии, Турции, Китая и Венгрии. Так что в целом, в принципе, все идет, как раньше.
Что касается сбыта, то мы вообще не ориентированы на поставки в другие страны. У нас пока нет цели импортировать свою продукцию за рубеж. У нас идут эпизодические поставки в Казахстан, в Армению, наш рынок в основном — это Россия.
Часть поставщиков отказалась работать с Россией, потому что изменились логистические движения контейнеров. У нас, например, изменился маршрут с Малайзией. Еще одно неудобство для нас — один из наших контейнеров не может отправиться из Греции в Новороссийск из-за минной опасности, возникшей в следствие военной операции на Украине.
Вам приходилось сталкиваться с паническими настроениями на рынке из-за СВО?
— Да, конечно, мы с таким сталкивались, как и все, но в основном, паника коснулась небольших предприятий. Мы работаем преимущественно с крупными поставщиками. Более того, они диверсифицированные. Нет такого, что по перчаткам у нас, например, один поставщик, их три-четыре. Если вдруг возникает какая-то проблема у одного, то мы всегда готовы переориентироваться на других.
Что вы думаете о перспективах импортозамещения для вашей компании и для отрасли?
— Этот год для отрасли, для бизнеса, серьезных компаний, которые занимаются снабжением больниц, — некий шанс, потому что часть конкурентов уходит с рынка. Это возможность расширения объемов производства и продаж.
Мы к этому готовы, я думаю, мы сумеем увеличить объем производства примерно на 40%. К следующему 2023 г. мы построим первую очередь нашего производственного объекта, это позволит нам и далее увеличивать объемы выпуска медицинских комплектующих и мебели.
В 2022 г. у нас увеличились продажи, особенно в марте-апреле. Во-первых, за счет того, что государство выделило дополнительные средства больницам и они начали формировать некие запасы расходных материалов. Сейчас больницы не испытывают дефицита финансирования.
Во-вторых, у нас увеличилась география продаж: пошли большие отгрузки и на юг, и в центральную часть России. Объем поставок на юг — в Краснодарский край и Ростовскую область — вырос в несколько раз.
Есть ли дефицит товаров в сфере медицинского оборудования в Свердловской области?
— На массовом рынке изделий медицинского назначения дефицита перчаток, пробирок, шприцов нет вообще. В больницах этот товар весь есть, у нас на складах — тоже, большие объемы в пути и законтрактованы, я не вижу предпосылок дефицита.
Мы все поставляем без задержек, потому что еще при ковиде заложили некий запас по времени доставки. Собственно говоря, подготовка к ковиду помогла нам преодолеть санкции. Больницы как получали товары, так и будут получать.
Сложно ли найти аналоги товаров в медицинской технике?
— Здесь есть две совершенно разные группы изделий. Первая группа — томографы, УЗИ-аппараты и так далее. Это высокопрофессиональные, высококлассные изделия, во всем мире поставщиков пять-шесть. Безусловно, по этим позициям достаточно сложно проводить какое-то импортозамещение в короткие сроки. Потребуются и время, и помощь государства. Но, опять же, я не вижу дефицита этой продукции, потому что аукционы проводятся, мы их видим и всегда в них много участников.
Допустим, вышел аукцион на покупку ультразвука — есть и участники, и поставщики. Может, меняется география, вместо США продукцию поставляют из Южной Кореи. Таким образом, и здесь проблем с поставками нет, но создать свое производство здесь, в России, безусловно, будет сложно.
Вторая часть товаров медицинского назначения — это более простые изделия, расходные материалы, реактивы для лаборатории, реагенты, несложные приборы, например, картограф, монитор и так далее. Здесь все намного проще. Этот процесс локализации в России идет, импортозамещение движется. Я думаю, что и ковид, и события 2022 г. существенно увеличат объем собственного производства в России в данной сфере.
Легко ли перестроиться от поставщиков из Германии на юго-восточную Азию, я имею в виду корпоративную культуру, способы ведения бизнеса, языковой барьер?
— Никакой разницы нет абсолютно. Дело в том, что если не брать какие-то кооперативы, то крупные предприятия в Китае или в Малайзии, с которыми мы работаем, как правило, поставляют свою продукцию в Великобританию, США, Германию, Европу. Россия в их структуре сбыта занимает не более 5%. В связи с этим у них вся система продаж построена на уровне мировых стандартов и нет разницы, с кем ты общаешься, с германским предприятием или китайским. Сотрудники тех структур, с кем мы работаем, владеют английским языком, и он спокойно используется для переговоров и для контрактов.
Как вы пережили недавние скачки валют?
— Мы начали переводить контракты в юго-восточной Азии на юани, то есть на китайскую валюту. Я думаю, что 50-70% нашего закупа мы выведем из зоны доллара в зону юаня. Здесь есть несколько факторов, почему мы это делаем.
Первый — это некая логическая завершенность, то есть когда Россия работает с Китаем, причем здесь другая, третья, валюта? Есть два партнера, возможна работа либо в рублях, либо в юанях, мы выбрали юани.
Второй — это некая защищенность от санкций, которые вводятся непредсказуемо. Мы понимаем: если в цепочке отсутствует западная валюта, то мы не должны попасть под какие-то задержки платежей. Таким образом, это некая гарантированность оплаты. И, наверное, в перспективе это даст какое-то снижение стоимости, если мы уходим от двойной конвертации.
Цены на медицинские изделия сильно выросли?
— Цены выросли незначительно. Здесь более сложная ситуация с ценами, потому что курс доллара уже снизился. Сейчас текущий курсе 63 руб. за доллар, а в марте, когда приходили контейнеры, мы платили НДС и пошлины по курсу 120 руб. Транспорт, безусловно, тоже подорожал, но если брать среднюю цену изделий медицинского назначения, она поднялась несущественно.
Вы ощутили поддержку государства в этом году?
— Да, в этот период мы увидели от государства реальную помощь. Во-первых, я уже сказал, выделены средства для лечебных учреждений на закупки. Если раньше в больницах были проблемы с формированием запасов, то сейчас такого нет.
Во-вторых, по некоторым товарам, допустим, по перчаткам, шприцам, системам для переливания крови, вышли постановления по снижению таможенных пошлин. Также снижена ставка НДС по этим группам товаров, это реальная помощь.
В-третьих, в случаях, когда были задержки поставки, вышло постановление о том, что поставщики государственных контрактов освобождаются от уплаты штрафов.
Как у вас выстраивается сотрудничество с «Титановой долиной»? (ОМТ строит новые производственные цеха на площадке «ТД» на Уктусе. — Прим.ред)
— У нас с «Титановой долиной» все хорошо. С ними совершенно комфортно вести бизнес. Они выделили нам достаточно удобный земельный участок, на котором мы начали строительство. Помогают с оформлением документов на строительные работы, советами по проведению строительных работ, с проводкой сетей — электричество, отопление, водоснабжение в цеха.
Что думаете о предпосылках появления медицинского кластера в Екатеринбурге?
— Свердловская область — один из лидеров в стране по производству изделий медицинского назначения, у нас достаточно большое количество предприятий, которые серьезно занимаются производством медицинских изделий. Поэтому если говорить в целом о регионе, то он является передовиком в этом производстве.
Турбулентность от происходящих событий закаляет или расшатывает?
— Бизнес в России в целом закаляется сам по себе. По крайней мере, мы — закаленные. Мы все это совершенно легко пережили, потому что натренировались на ковиде, поэтому если брать наших потребителей, нашу продукцию, нас это никак не коснулось.
Видите ли вы в происходящем необратимость? Имеется ввиду переориентация бизнеса на Восток.
— Никакой необратимости я не вижу: перестроиться обратно на европейских поставщиков будет абсолютно несложно. Для нас главные принципы сотрудничества — компетенция партнера в производстве, качество товара и стоимость. Если нас устроит качество китайских товаров, профессионализм партнеров и цены, то просто не будет смысла возвращаться к немецким поставщикам. Но если нас что-то будет не устраивать и та же Германия сумеет дать лучшие условия, мы легко вернемся к немецким поставщикам. Я думаю, европейские и американские поставщики в будущем должны вернуться на наш рынок.
Ваш бизнес социально значим, есть какие-то особенные преференции или обязательства в связи с этим?
— Любой бизнес социально значим. Будь то производство трамваев или телефонов. То, что мы называем исполнением обязательств перед покупателями, перед представителями компаний, больницами и аптеками, закреплено многолетними взаимоотношениями и контрактными обязательствами. Независимо от того, что ты продаешь, ты обязан исполнять этот набор требований. И не имеет значения, что ты поставляешь — системы для кардиохирургии или болты для трамвайных путей. И то, и другое важно и для экономики, и для людей, и для партнерских отношений.
Другой момент, однажды, во время пандемии, когда мы везли через границу наш товар, нам помогли именно потому, что у нас медицинские изделия. Тогда была проблема с пересечением границы, но таможенные посты пошли нам навстречу и наши товары пропустили быстрее, чем другие, немедицинские. Это было в Маньчжурии. Но это не система, а исключение из правил. В законах такого нет, что одни товары идут по зеленому коридору, другие — по красному.
Какие планы у вашего предприятия на ближайшее время?
— В этом году мы собираемся запустить в производство стойки для переливания крови. Сертификат получили в конце прошлого года, летом начнем производить.
Сейчас у нас есть полный цикл производства нескольких моделей медицинских кроватей, кушеток для осмотра больного, банкеток для больниц и другой мебели для медучреждений. Да, нам из Германии отказались поставлять колеса для кроватей, но у нас уже есть порядка шести поставщиков из Китая, которые готовы это делать, подбираем оптимальную стратегию. К тому же имеем запас комплектующих на ближайшие три месяца работы.
По кардиографам идет продолжение локализации производства, в планах в мае-июне получить сертификат. Летом кардиографы будут на достаточно высокой степени локализации производства.
Планы на этот квартал — увеличить производство кроватей где-то на 30-40%, мы должны выйти за цифру 110 кроватей в месяц. Для примера могу сказать, что в начале прошлого года у нас было в производстве порядка 50 кроватей в месяц.
Что главное сейчас в бизнесе, по-вашему?
— Я думаю, что раньше, что сейчас, что на Западе, что в России, самое главное в бизнесе — иметь трезвую голову и не влезать в авантюры. Есть отработанный цикл производства, механизм ведения бизнеса, которому и на Западе, и в России учат в институтах. Нужно действовать, как написано в учебниках. Работать, и все. Это главное.
Читайте также на DK.RU: «Как только кризис — у нас все хорошо». Предприятие развивалось на волне импортозамещения».
Фото предоставлено компанией «ОМТ».