Пивовары ощутили на себе последствия западных санкций в вопросах таможенного оформления и логистики. Но к резкому росту отрасли это не привело: поставщики говорят о сокращении премиального сегмента.
Продажи импортного пива в России упали почти в два раза, сообщает Коммерсантъ. Приостановлен импорт всех массовых брендов, идет распродажа остатков, а точечные поставки марок небольших пивоварен продолжаются, что позволяет поддерживать разнообразие ассортимента. Председатель совета Союза российских пивоваров Даниил Бриман говорит, что Бельгия, Голландия и Великобритания уже прекратили поставки пива в Россию, а оставшиеся пока Чехия и Германия не смогут заместить выпавшие сорта. В целом алкогольные дистрибьюторы ждут снижения импорта в РФ на 20–40% в годовом выражении на фоне текущего кризиса.
Основатель сети пивных магазинов «Беру выходной» Николай Желагин говорит, что заметнее всего — примерно в два раза — сократилась доля импорта в розливном сегменте. Для таких поставок требуется тесный контракт с производителем, в том числе в вопросах таможенного оформления, а пустые кеги нужно отправлять обратно, что из-за удорожания логистики невозможно.
Уход части импортной продукции позволил укрепить позиции локальных брендов, но говорить о существенном расширении предложения местных пивоваров пока нельзя. Желагин говорит, что предпосылки для роста доли пива низкого ценового сегмента на фоне снижения доходов населения есть. Но сегмент пива среднего и высокого ценовых сегментов может получить дополнительный спрос за счет некоторых потребителей вина, ассортимент которого также может сильно измениться.
Гендиректор «Волковской пивоварни» («Волковская», «Светлячок», «Волчок» и др.) и президент Ассоциации крафтовых пивоварен Алексей Аксель подтверждает рост числа заказов со стороны ритейла на фоне сокращения импорта. Наибольший потенциал будет у российских пивоваров, которые выпускают специальные сорта, такие как портер или стаут, пользующиеся повышенным спросом в барах и ресторанах и имеющие хорошую доходность.
Ораз Дурдыев, и.о. президента AB InBev Efes (бренды Spaten, Velkopopovicky Kozel, «Старый мельник из бочонка», «Сибирская корона», «Клинское» и др.), заявил о снижении доли импортного сегмента из-за разрыва логистических цепочек и ограничений. В апреле на рынке было в среднем 105 товарных единиц продукции, что на две меньше, чем в среднем за год. По его словам, этот объем частично может быть замещен за счет локализации иностранных брендов при условии сохранения их качественных и вкусовых характеристик.
Снижение продаж импортного пива также привело к сокращению доли премиального сегмента в целом, где в основном присутствовали иностранные марки. По данным NielsenIQ, в апреле продажи высокого ценового сегмента сократились на 4,4% год к году, а доля премиума снизилась до 12,9% против 14,6% в январе. Продажи пива низкого ценового сегмента в апреле росли сразу на 6,9% год к году, а среднего — на 4,4%.
Россияне уже отмечают падение качества ряда продуктов после ввода санкций, сообщал DK.RU. Согласно исследованию Роскачества совместно с Аналитическим центром НАФИ, заметнее всего упало качество молочной продукции, овощей, кофе и алкоголя.