Для управления командой сейчас недостаточно быть антикризисным руководителем, умеющим сказать: мобилизуемся. Эти сигналы до людей не доходят. Руководитель Штаба SberX — о том, что учесть лидеру.
«Многие говорят о текущей ситуации как о «черном лебеде», которого никто не ждал. На мой взгляд, то, что мы сегодня характеризуем как «все сложно», формировалось и происходило в мире давно», — отмечает Евгения Роньжина, управляющий директор, руководитель Штаба SberX, идеолог Community University.
Она рассказала, какие факторы сегодня надо учитывать при работе с командой:
Скорость изменений
— Скорость изменений давно стала высокой. Во многом это связано с технологиями, например, с возможностью коммуницировать с тысячами людей, которой не было раньше. Поэтому сейчас особенно востребованы люди, способные разбираться в разных предметах, компетентные в разных областях — они быстрее ориентируются в условиях высокой скорости изменений. Чем больше таких людей в команде, тем она гибче. Межфункциональность обеспечивает ее эффективность и позволяет быстро вырабатывать решения.
К 2028 г. новые алгоритмы мира труда уничтожат настолько большую часть задач, выполняемых сегодня менеджерами среднего звена, что эффективность организации практически всецело будет зависеть от эффективности сетей межфункциональных команд. Gartner описывает их как «объединения автономных высокопроизводительных команд, добивающихся значимых результатов».
Неопределенность
— В ситуации непонимания того, что происходит, возникает ощущение потерянности. Люди не понимают, на чем строить тактику и стратегию. Кроме того, неопределенность заставляет нас принимать больше решений, чем мы способны. Вкупе с высоким уровнем тревожности это приводит к эмоциональному истощению.
Предельное количество времени в сети
— Время пребывания человека в интернете росло давно. По последним данным, в среднем человек проводит там более семи часов в день, из них 2 часа 27 минут — в соцсетях. Но белые воротнички проводят в сети по 10 часов в день, из них более четырех часов — в соцсетях. При этом мы пользуемся примерно шестью разными социальными платформами, на которых взаимодействуем с другими людьми.
Это накладывает отпечаток на наше восприятие информации. Мы быстро передаем друг другу радость и тревогу, наше сознание насыщено информационным шумом, от которого мы сильно зависим.
Высвобождение времени
— Женщины в возрасте 18–64 лет тратят на домашнее хозяйство на 18 часов меньше в неделю, чем 100 лет назад. Простой пример: раньше, чтобы подогреть еду, требовалось растопить печь, сейчас достаточно включить микроволновку. Но зачастую это высвобожденное время мы проводим в интернете.
Распространение e-commerce
— Электронная коммерция влияет на всех, даже если деятельность человека не связана с торговлей на маркетплейсе. Буквально за несколько лет резко вырос спрос на цифровое здравоохранение и образование. В течение дня все эти платформы отправляют сообщения, уведомления, они догоняют людей на работе. В результате в офисе люди выбирают шины или платья.
Руководитель должен учитывать, что в течение дня с сотрудником взаимодействует не только он, но и огромное количество платформ, даже стиральная машина и занавески в квартире, если есть система «умный дом». В этих условиях сегодня приходится формировать команду мечты.
Дух одиночества
— Несмотря на погруженность в социальные сети, у людей растет ощущение одиночества. Сегодня даже говорят об эпидемии одиночества в мире. Увидев цифры, я не поверила, поэтому провела опрос у себя в соцсети. Результат показал: 40% респондентов ответили, что часто чувствуют одиночество, 30% — регулярно.
Данные 27-й волны «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ». Источник: презентация Евгении Роньжиной
Примерно 30-40% команды чувствуют себя одинокими — это важно учитывать при работе с людьми.
Кризис доверия
— Кризис доверия связан не столько с количеством фейков, которые мы видим, сколько с обезличиванием коммуникаций, с технологиями, которые позволяют создавать эти фейки. Ситуацию усугубляет ощущение одиночества — и человек привыкает не доверять.
Исходя из этого, сейчас нужны люди, которые «строят мосты»: умеют формировать отношения между людьми, неважно, идет ли речь о коллективе или о клиентах.
Особенность текущей ситуации состоит в том, что для управления командой недостаточно быть просто антикризисным руководителем — тем, кто умеет сказать: мобилизуемся, оптимизируем лишние расходы, меняем рекламную кампанию и так далее.
Сегодня многие руководители коммуницируют и пытаются управлять, как «антикризисники» — иерархично, сухо, по делу, быстро. Но это не работает — такие сигналы до людей не доходят, или доходят, но не с той скоростью, что необходима. Потому что люди эмоционально не собраны.
На мой взгляд, главное, что необходимо для работы с людьми, пребывающими в таком состоянии — вера. Вера — активатор воли. Если мы не верим, мы не можем включить волю, чтобы действовать. Если включается воля, мы способны активировать внимание: что слушать, куда идти, как делать. В ситуации внимания мы можем управлять своим восприятием. Тогда включается воображение, которое позволяет представить образ будущего. Если мы в него верим, запускается продуктивный цикл.
В целом для руководителя команды сегодня важно:
- Видеть будущее
- Видеть сильные стороны людей и давать им возможность проявлять себя в том, в чем они сильны
- Формировать смыслы — это активатор веры.
Текст подготовлен на основе выступления Евгении Роньжиной на ReForum.
Читайте также на DK.RU:
Почему важно развивать критическое мышление — Александр Панчин
Как мозг справляется со стрессом — нейробиолог Вячеслав Дубынин