«Я бы рекомендовал региональным властям сконцентрироваться на проектах, связанных с поездками в соседние области. Время Камчатки в этом году не придет». На что могут рассчитывать россияне этим летом.
Немалому числу российских любителей отдыха в этом году грустно — из-за внешнеполитических событий им закрыт путь в Европу. Готова ли собственная страна стать для них такой же интересной, как многие уголки за рубежом? О перспективах внутреннего туризма в интервью DK.RU рассуждает член комитета по внутреннему туризму Российского союза туриндустрии, руководитель одного из крупнейших туроператоров России «Дельфин» Сергей Ромашкин.
Сергей, в связи с тем, что большинство заграничных направлений для наших туристов закрыто, многие говорят, что внутренний туризм начнет расти приличными темпами. От 2022 года ждете такой картины?
Поэтому никаких сдвигов во внутреннем туризме в 2022 г. мы точно не ожидаем, да и политическая и экономическая ситуация не располагают к поездкам. Нынешний сезон отдыха будет похож на прошлогодний — за тем исключением, что ряд аэропортов юга пока закрыт, и это создает проблемы и в Крыму, и в Краснодарском крае, в частности, Анапе и Геленджике. Как будут преодолены эти проблемы, мы не понимаем.
Мы ждем 10-кратного увеличения перевозок в Крым от РЖД и говорим об этом весь май, но этого как не было, так и нет — в Крым каждый день по-прежнему прибывают пять-шесть поездов со всей страны, и если в среднем емкость поезда 400-500 человек, то в сутки получается 3-4 тыс. туристов, это ничтожно мало. В эпоху «украинского» Крыма туда из России ходило до 30 поездов в сутки.
Полагаю, в этом году самым распространенным способом добраться до Крыма будет личный автотранспорт, поэтому Минтрансу и правительству следовало бы ограничить масштаб ремонтных работ на региональных и федеральных трассах, иначе люди не доберутся ни до Анапы, ни до Крыма.
Пока мы наблюдаем 10-процентное падение туристического потока в Сочи, 25-процентное в Анапу, и больше 30% — в Крым по сравнению с 2021 г.
Но не все так грустно — растет на 30% поток туристов в Минеральные Воды, по-прежнему в росте Москва, Петербург, Казань, но ситуация с черноморскими курортами не даст внутреннему туризму вырасти.
При такой картине, наверное, не стоит и думать про улучшение туристической инфраструктуры и сервиса — вечных проблемах российской туриндустрии?
— Принято говорить, что нам не хватает инфраструктуры, качественного сервиса, воодушевленных людей, которые обслуживают наших туристов. Но давайте посмотрим — два прошедших года были катастрофическими для туристской отрасли: были заморожены все инвестиционные проекты, так как в условиях пандемии ковида строиться было невозможно, регионы открывались и закрывались, в строй было введено минимальное число отелей. В 2020-2021 гг. практически ничего не строилось из туробъектов. В начале этого года многие глобальные инвесторы хотели продолжать строить отели, но в марте все снова прекратилось: стоимость денег выросла, стройматериалы подорожали. Да, какие-то проекты еще инвестируются, но их могло бы быть больше в условиях стабильной экономики.
Темп развития инфраструктуры туризма в России в ближайшие годы будет очень невысоким, в том числе и в любимом россиянами Крыму. Ведь откуда берутся деньги на инфраструктуру? Из имеющихся доходов от туризма, но уже сейчас в том же Крыму говорят, что из-за грядущей слабой загрузки отелей они не выйдут по доходам даже в ноль.
Я, конечно, понимаю, что пляжный туризм важен для России, но, помимо Крыма и Краснодарского края, в нашей стране столько прекрасных регионов! Но федеральная власть в первую очередь заботится о черноморских курортах, а кто должен заниматься всем остальным туризмом? Губернаторы?
— Я бы не преувеличивал в этом вопросе роль чиновников — к примеру, на Алтай туристы едут не в гости к губернатору республики Олегу Харахордину, а за красотами — озерами, водопадами, горами и так далее. Конечно, губернаторы могут улучшить работу туристической отрасли, но проблема для всех регионов одна — нет сильных идей для привлечения туристов. Тот же Харахордин на одном из туристических форумов сказал, что сегодня важнейший инструмент для продвижения региона — это фотографии Алтая, которые туристы размещают в интернете, это гораздо эффективнее любой рекламы, которую делают власти. Поэтому Харахордин распорядился накрыть всю республику мобильным интернетом.
И эта позиция губернатора мне импонирует — губернатор не должен заниматься строительством отелей или туристическими маршрутами, а должен обеспечивать стратегическое развитие.
Самое лучшее продвижение Алтая — это фотографии, которые туристы размещают в интернете после поездки
Скажите, а многое ли мы знаем про вологодского губернатора? (Олега Кувшинникова — С.К)? Ничего не знаем! Вологодская область — умеренно туристическое место, но по скорости турпотока находится на одном из первых мест в России. Потому что на территории области находится Великий Устюг — резиденция Деда Мороза. Идея сильнейшая — при вполне скромных вложениях. Если раньше Великий Устюг принимал 10 тыс. человек, то сейчас он принимает 450 тыс. туристов! Нужно создавать яркие туристические образы и идеи, чтобы турист выбирал маршруты по России. И да, ему, конечно, не понравится, что дороги убиты, но это будет потом.
Плюс для развития туризма нужны субсидии, например, по региональным перевозкам: скажем, из Казани в Уфу можно прилететь напрямую благодаря субсидиям из бюджета Татарии и Башкирии.
Межрегиональное субсидирование поездок — это правильная мера, поскольку чаще всего в регионы едут не москвичи с толстыми кошельками, как часто думают чиновники, а люди из близлежащих областей. Возьмем Алтай или горнолыжный курорт Шерегеш в Кемеровской области — большая часть туристов приезжают туда из соседних регионов. Да тот же Байкал — он принимает лишь 10 тыс. туристов из Москвы, а 900 тыс. — из регионов, причем чаще соседних. Поэтому еще одна задача губернаторов — искать туристов не на другом конце страны, а взаимодействовать с ближайшими соседями.
Казань в особой рекламе не нуждается, и все равно региональная власть занимается субсидированием поездок туристов из ближайшего региона
А федеральная власть хочет сделать популярными Дальний Восток и Камчатку.
— Да, у нашего президента была идея 50-процентного кэшбека от стоимости поездки на Дальний Восток (сейчас он составляет 20%). Но давайте будем реалистами: Камчатка для того же москвича — это десять часов полета, который могут выдержать только люди активные, молодые и без детей. Да, говорить о развитии уникальных территорий можно, но мы должны понимать, что внутренний туризм — это, прежде всего, массовый туризм.
Так что я бы настоятельно рекомендовал региональным властям сконцентрироваться на проектах, связанных с поездками вблизи больших городов и в соседние области. Полагаю, так и будет развиваться внутренний туризм в ближайшее время. Поэтому, боюсь, время Камчатки в этом году не придет.
Туристы активно тянутся к Карелии, Северному Кавказу — будут ли эти регионы жемчужинами непляжного туризма?
— Бесспорно, Карелия — очень интересное направление, много активных маршрутов — байдарочных, сплавных, на конях, на снегоходах. И экскурсионные маршруты там замечательные — в частности, от Валаама до Соловков. В республике есть прекрасный горный парк «Роскеала» — кстати, пример того, как можно создать новую идею на ровном месте — в этом каньоне проходят и спортивные соревнования, и концертные выступления, и есть отличная возможность полюбоваться ночными видами парка.
Но в целом в Карелии также есть определенная проблема с идеями, потому что турпродукт постоянно требует обновления, а экскурсионные туры нуждаются в современных форматах.
Смотрите — сейчас гид, рассказывающий что-то у какого-то объекта — это недостаточный формат для экскурсий, необходимо технологическое дополнение, от гидов туристы уже устали. Один иностранец, который путешествовал по нашему Золотому Кольцу, спросил меня: «А у вас есть еще что-то, кроме могил?». То есть многих туристов интересуют не только памятники Древней Руси, но и другие вещи, например, традиционная русская кухня.
Туристам надоели древние памятники, формат экскурсий нужно обновлять
Что касается Северного Кавказа, у туристов пока нет интереса к отдельно взятым республикам — они не едут ни в Кабардино-Балкарию, ни в Карачаево-Черкесию прицельно. Как правило, они за неделю проезжают пять-шесть республик этого края с посещением прежде всего столиц, захватывая еще и Ставропольский край.
На мой взгляд, Северному Кавказу для развития туризма требуется какая-то объединяющая идея. А пока же северокавказские республики считают себя конкурентами и тянут одеяло на себя — приглашают на три дня в Дагестан или на неделю в Чечню. Соседям по Северному Кавказу нужно объединяться, создавать какие-то супертуристические маршруты: если за семь дней турист посетит пять-шесть интересных локаций, это будет маршрут-бомба!
Пока республики Северного Кавказа тянут одеяло на себя, а им нужна объединяющая идея
От ваших коллег часто приходится слышать, что такой стране, как Россия, нужна популяризация туризма. Какой вы ее видите?
— Бесспорно, нужна просветительская программа, которая бы показывала туристические возможности России, ведь, хотя число турпродуктов в стране немалое, неосведомленность о них высока. Необходима рекламная программа. Скажем, для привлечения туриста в Карелию я должен потратить на рекламу тысячу рублей — на радио, в газете, в интернете, на телевидении, а для привлечения туриста в более трудное место — на плато Путорана в Сибири — 3-4 тыс. Поэтому, если мы хотим иметь толковую программу рекламы России, как для своих людей, так и для иностранцев, и хотим в 2023 году увеличить турпоток на 2-3 млн, то мы должны потратить на привлечение каждого туриста минимум тысячу рублей. В Турции бюджеты на рекламу измеряются сотнями миллионов долларов за год — у нас для популяризации туризма нужно гораздо меньше средств.
А если мы хотим рекламировать редкие локации, то государству нужно поддерживать регионы — региональные и административные бюджеты тратят на рекламу копейки, и зачастую неэффективно — они ищут туристов не там, где нужно: например, представители некоторых регионов приезжают за этим в Москву.
Никольская церковь в Ныробе, Пермский край. Примечателен тем, что туда был сослан один из первых Романовых в 1600 гг.
В 2014-м, после Олимпиады, Сочи получили миллион туристов — люди просто хотели посмотреть на этот волшебный мир, и это не стоило ни копейки рекламных денег. Людям приятно ездить в модные места. Необязательно вкладывать миллионы — достаточно вести просветительскую работу в СМИ и интернете и говорить, что ездить куда-то модно.
Как вы сейчас оцениваете роль государства в развитии внутреннего туризма?
— Сейчас в этом направлении делается больше, чем пять лет назад. Отменен НДС на отельные объекты, и это важнейшая мера для работы инфраструктурных объектов. А мы как продающая сторона рады кэшбеку, поскольку он дает существенный туристический прирост — к примеру, последние кэшбеки на внутренние туры давали рост в 25-30% по сравнению с предыдущими периодами. Важной мерой стало и 50-процентное субсидирование для тех, кто собирается отдыхать с детьми, есть субсидирование чартеров и туристических кредитов.
Нас такая политика Ростуризма вполне устраивает, другое дело, что условия меняются очень быстро — два года мы работали в тяжелейшей ковидной истории, и сейчас тоже тормознулись — в силу геополитических событий. Но стратегия всегда побеждает на длинных расстояниях, и я уверен, что внутренняя аудитория туризма будет расти — пусть и медленными темпами, и пусть не в этом году.
Насколько длинным должен быть горизонт планирования в туротрасли?
— Турбизнес — игра в долгую, тот же отельер рассчитывает на 15-20-летнюю окупаемость гостиницы, а значит, нужно быть уверенным, что в это место 15-20 лет будут приезжать туристы. Поэтому когда говорят о планах в отношении внутреннего туризма до 2035 г., это хорошо — неважно, какие результаты мы получим сейчас, важна стратегия.
Недавно мы с коллегами узнали, что одного чиновника уволили за плохие туристические результаты прошлого года, и мы его пытались отстоять, показать, что за год он ничего не мог сделать. У нас ведь еще есть такая беда, как туристическая статистика — когда туризм стал модным, многие губернаторы стали завышать цифры турпотока в своих регионах, и это приводит к проблемам в финансировании туризма и во взаимоотношениях с бизнесом: бизнес говорит чиновникам — вы сказали о миллионе туристов, но у нас его нет.
Поэтому базироваться нужно на подлинной статистике, ведь нельзя управлять тем, что нельзя измерить. Поэтому если есть стратегия развития отрасли, финансирование и обновление турпродукта, то будет нам счастье.
Беседовал Сергей Кочнев, фото Интерфакс, DK.RU
Читайте также на DK.RU: Выездной туризм всё. Нашим лучше: больше спрос на родные курорты и неожиданные программы