Гендиректор сети Анна Кошкина рассказала, что для развития онлайн-направления компания начала экспериментировать с товарными категориями. Также ритейлер намерен развивать сеть на Ближнем Востоке.
Уральская парфюмерно-косметическая сеть «Золотое яблоко» подстраивает свой бизнес под новые реалии. Ритейлер сформировал запасы товаров на ближайшие год-полтора, заводит в сеть продукцию новых брендов и развивает онлайн-магазин. Об этом в интервью РБК рассказала гендиректор сети Анна Кошкина. DK.RU приводит ключевые тезисы.
Об импортозамещении
— Сейчас наступает время, когда крупные западные концерны не будут привлекать внимание потребителей, а значит, они будут выбирать других производителей, которые будут с ними «разговаривать». И это вполне могут быть российские компании, например Levrana, Art-Visage, Estel, Ollin, Splat, «Краснополянская косметика», Laboratorium.
Я думаю, что придут новые бренды, на которые мы будем переключаться. Это изменит рынок. Обычная история: есть косметические концерны с вековой историей, но приходят небольшие стартапы с новыми интересными формулами и дизайном, кто-то останется на рынке, кто-то исчезнет, а кого-то купит этот огромный концерн. Им нужно омолаживаться и получать новый профиль. Конечно, хотелось бы, чтобы и крупные концерны здесь хорошо были представлены, это от их решения зависит.
Молодым российским брендам нужна поддержка и здоровая конкуренция. Мы в компании сейчас заводим максимально все новые бренды, а также помогаем своей аудитории узнать про них. Но они зависимы от иностранных ингредиентов.
Новым брендам на становление нужны время и большие инвестиции. Мы разговаривали с российскими ребятами-производителями, которые рассказывают, мол, есть 99 ингредиентов, а одного нет. Невозможно создать продукт: пенка не будет пениться, а помада — красить. Но европейские ингредиенты можно заменить, и прямо сейчас уже идет работа по разработке альтернативных ингредиентов.
О развитии интернет-магазина
— В 2019 г. у нас было только 3% выручки от онлайн-направления, к концу 2022 г. это будет около 36-40%. В мае средний чек в онлайн-канале — более 4 тыс. руб., в офлайне — 3,2 тыс. руб.
Сейчас онлайн — это точка сосредоточения главных усилий компании. Как строить магазины, мы уже знаем, так что 90% времени вся управляющая компания занимается онлайн-продажами, потому для нас это приоритетное направление.
Самое быстрое погружение в e-com произошло в конце марта 2020 г. Нам за два дня пришлось запустить доставку из магазинов, ребята из офиса и магазинов работали сборщиками, курьерами и сотрудниками call-центра. Потому что тогда мы только-только начали разбираться, заказов было не больше тысячи, а 15 апреля стало 10 тыс., и пришлось срочно дорабатывать корзину, улучшать поиск.
Мы экспериментируем в онлайне. Добавляем туда не свойственные нам категории, выбирая их по простому принципу — это смежные с нашим ассортиментом товары, которые могут понравиться покупательницам. Наше основное направление — бьюти, мы ни в коем случае от него не уходим.
Например, у нас исторически в продаже были хозтовары, колготки, белье. Со временем мы начали испытывать дефицит площадей, поэтому частично ассортимент увели в онлайн. Так почему бы сейчас его не расширить и не добавить сейчас технику? Мы попробуем поэкспериментировать еще с постельным бельем, солнечными очками и косметичками.
Об освоении международных рынков
— Мы планируем заниматься этим в 2023–2024 гг. В меньшей степени смотрим на Европу и США, потому что сейчас непонятно, как нас могли бы принять там, но мы рассматриваем Ближний Восток и, может быть, Китай.
На других рынках очень много нюансов. Даже в Белоруссии и Казахстане — кажется, они наши соседи, Таможенный союз, но очень много отличающихся операционных моментов. Например, в Казахстане есть требование стикеровки на двух языках — на каждом SKU должен быть перевод на казахский. Это огромные объемы работы, чтобы привести продукцию в соответствие. А еще усложненная логистическая система (использование электронных сопроводительных накладных на товары) и своя система платежей, а значит, требование адаптации платежных систем в магазинах.
Есть и какие-то мелкие нюансы. Разнятся предпочтения в брендах, интервалы покупок. В Белоруссии, когда мы зашли на рынок, открыли для себя белорусскую косметику, локальные потребители очень ее любят — это национальная гордость. Она очень хорошая, но раньше мы ее не рассматривали, а теперь все — уже завели в российские и казахстанские магазины.
Ранее DK.RU писал, что «Золотое яблоко» планирует открыть в своей сети аптеку. Пилотной площадкой станет универмаг Bolshoy в Екатеринбурге.