Трек в Веселых горах — будущее место притяжения туристов со всей России. Здесь произошли события, повлиявшие на представления о заселении Земли и на ход мировой истории в ХХ веке.
Большая Уральская тропа должна войти в федеральный проект «Национальные Тропы России». Уральский трек пройдет через весь хребет, по границе Европы и Азии, через вершины гор, вдоль водораздела рек.
В этом году планируется восстановить 52 км Уральской тропы. Этот отрезок расположен в Веселых горах, в Висимском заповеднике. Примечательно, что сама тропа уже есть, ее проложили еще в советские времена. Но сейчас она нуждается в реконструкции: ее надо расчистить, разметить, сделать безопасной и интересной.
Вдоль тропы находится много знаковых объектов, заслуживающих внимания жителей нашего региона и его гостей. Информация о них не тиражируется, но активисты, волонтеры и сотрудники Висимского заповедника решили возродить тропу, достать из глубин небытия исторические памятники, сделав их объектами притяжения на треке, актуализировать тему защиты природы и сельскохозяйственных возможностей региона.
О проекте «Большая Уральская тропа»
Туристический трек в Веселых горах — это часть Большой Уральской тропы, которая, в свою очередь, является частью федерального проекта «Национальные тропы России». Сейчас мы находимся буквально у ее истоков на Урале. Станет ли она действительно полноценным популярным туристическим маршрутом — неизвестно. Все во многом зависит от того, сколько человек захотят этот проект поддержать. Пока он продвигается силами волонтеров и некоммерческих организаций.
Предложение придать Большой уральской тропе статус национальной уже передано в Ростуризм, сообщила Эльмира Туканова, руководитель регионального Департамента по туризму. Маршрут соединит Южный, Средний и Северный Урал. Части этой тропы есть в природном парке «Река Чусовая», в Вишерском заповеднике, все эти треки планируется объединить. На Среднем Урале работы начнутся с восстановления тропы в Веселых горах в Висимском заповеднике.
«Все эти тропы уже существуют. Они были проложены еще в советские времена, но их необходимо восстановить. На Южном Урале уже проведена разведка, тропу делают, размечают», — рассказал Вячеслав Пестриков, сооснователь сетевого сообщества автопутешественников Ural Travellers, учредитель АНО «Лаборатория внутреннего туризма».
Восстанавливать уральскую тропу взялись сотрудники Висимского заповедника, участники сообщества автопутешественников Ural Travellers, БФ «Синара». К работе привлекаются волонтеры, в том числе корпоративные — из Группы Синара и ТМК. Их 90% от общего числа. В проект также приглашают и муниципальную власть, поскольку на этом этапе еще есть проблемы и нерешенные задачи, связанные с инфраструктурой, а именно с дорогами.
География тропы
«Уральский маршрут — уникален, потому что ни одна туристическая тропа в России не проходит прямо по водоразделу, по вершинам гор, с которых уходят наши реки в Обь и Волгу. Уральская тропа проходит прямо по границе Европы и Азии. Реки, которые будут пересекать туристы, — Сулем, приток Чусовой, Кама», — рассказал директор Висимского заповедника Михаил Федоров.
В этом году запланировано восстановить отрезок тропы длиной 52 км в Веселых горах. В этот километраж включаются радиальные выходы с основного трека к точкам притяжения.
Как появился топоним «Веселые горы»
В XVIII и в начале XIX вв. здесь, по реке Чусовой, проходили железные караваны, их грабили разбойники. И с награбленным они поднимались вверх по течению реки Сулем в эти горы — отмечали, кутили, веселились, поэтому их и назвали «Веселые». Данный топоним упоминает в одном из своих произведений уральский писатель Алексей Иванов в контексте рассказов о старообрядцах, рассказал Вячеслав Пестриков.
Для чего нужны туристические тропы
Туристические тропы прежде всего должны способствовать экологическому просвещению населения и развитию познавательного туризма, считает Михаил Федоров.
«Мы хотим, чтобы у нас развивался не только активный, не только пикниковый туризм, когда люди приезжают просто отдохнуть или покататься на снегоходах и квадроциклах. Мы хотим, чтобы люди узнавали о природе и о достопримечательностях Среднего Урала, как нужно относиться к природе и как ее беречь. Вот это наша главная задача. С помощью тропы мы попытаемся ее решить», — рассказал он.
О проблеме с дорогами
В процессе восстановления туристических троп активисты столкнулись с ожидаемой и традиционной для России проблемой — состоянием старых сельских дорог. Эти дороги обеспечивают точки входа на тропу, без них на маршрут не попасть.
Одна из дорог, южная, представляет из себя грунтовую лесную колею протяженностью 7 км. Проехать по такой можно только на внедорожнике. Пока что она служит фильтром, который отсеивает всех, кто пытается пробраться сюда на обычном автомобиле или пешком. Места здесь заболоченные, не любой пройдет. А между тем, восстановление этой дороги, по мнению активистов, не требует больших капиталовложений.
Чтобы можно было ездить, дорогу надо два раза в год просто проходить грейдером и все эти ямы и кочки сравнивать. И тогда по ней можно будет ездить на любом автомобиле. Только этим надо заниматься. Разумеется, заповедник не располагает средствами на дорожный ремонт. Эта дорога — южная точка входа на тропу — на КПП, от КПП у нас уже начинается пешеходный трек, — рассказал Вячеслав Пестриков.
Вторая точка входа расположена в 16 км от начала — это КПП Карпушиха. Там можно проехать на любом автомобиле. Оставить автомобиль следует на КПП, а дальше пешеходный трек длится 11 км до горы Веселая и столько же до горы Старик-Камень.
На какой стадии восстановление тропы
«Висимский заповедник, к сожалению, физически не может заниматься восстановлением туристических троп. В заповеднике на сегодняшний день 29 сотрудников. Большая часть летом находится в лесу с другими задачами — это научные сотрудники, которые проводят исследования. Еще есть инспекторы по охране окружающей среды, у которых также свои задачи. Нам некогда заниматься прокладкой туристских троп, поэтому мы и рассчитываем на волонтеров», — рассказал Михаил Федоров.
Сейчас участники сообщества Ural Travellers.Уральские Покатушки вместе с волонтерами проходят по этим трекам и изучают их состояние: где-то надо расчистить дорогу, а разметки нет вообще нигде. Первый поток волонтеров с 4 по 11 июня будет делать временную разметку, вязать сигнальную ленту, заполнять чек-лист, в котором зафиксируют состояние тропы: где необходима расчистка, где есть родники, поляны для отдыха и так далее. По чек-листу они будут искать разные фишки, точки притяжения. Участники второго потока, в июле, будут наносить разметку через трафарет.
По сути, наши волонтеры пойдут через буреломы, где им нужно будет не только разметить трек, но также придется пропиливать завалы сухого упавшего леса, — рассказал Вячеслав Пестриков.
«Рядом с волонтерскими группами всегда будет присутствовать сотрудник заповедника, чтобы не пилили лес, не жгли костры, не создавали угроз, соблюдали безопасность», — добавил Михаил Федоров. Сейчас активисты ищут партнеров, которые готовы предоставить краску, трафареты, работников на расчистку троп.
Объекты притяжения на тропе
Отрезок Большой Уральской тропы в Веселых горах — своеобразное место. Его история началась задолго до появления Ноева ковчега, то есть еще в дохристианские времена, в эпоху мезолита.
Во времена развития горнозаводской цивилизации здесь обитали разбойники, стояли скиты старообрядцев: в Веселых горах они скрывались от властей. Очень интересная, но печальная история связывает эти места с ходом Великой Отечественной войны.
Сейчас здесь, можно сказать, среди непроходимой тайги, живут гостеприимные пасечники, готовые рассказать туристам о тайнах бортничества — старинного способа сбора меда. Плюс здесь можно наблюдать за жизнью дикой природы и ее обитателей.
Бобровая плотина
Организованные стоянки и интересные природные объекты
Предполагается, что каждые 3-5 км на тропе должна быть организованная и отмеченная стоянка для отдыха рядом с водой. Вопрос с возможностью использования дров до сих пор открыт, но сотрудники заповедника настаивают на том, что разжигать огонь в лесу нельзя. Вместо открытого огня можно использовать газовые горелки. Они легкие, удобные и безопасные, считают опытные туристы.
От основной тропы будут отходить второстепенные, ведущие к интересным объектам, например, в Висимском заповеднике уже есть организованная эколого-туристическая тропа, которая ведет на гору Старик-Камень — это интересная вершина, самая высокая на Среднем Урале — 752 метра над уровнем моря. С нее открывается шикарный вид на гряду соседних гор.
В Веселых горах также есть небольшая пещера-грот, где можно организовать стоянку. Плюс туристические тропы проходят вдоль заболоченных местностей, где бобры построили свои плотины и хатки. «За ними можно наблюдать. Если туристы идут тихо, то бобры не прячутся. А зимой, когда уровень воды понижается, в хатки даже можно заглянуть, высота ходов там практически в человеческий рост», — рассказал Вячеслав Пестриков.
Все интересные точки на тропе, радиальные выходы и объекты притяжения необходимо отметить, нанести на карту, в перспективе рядом будут установлены информационные штендеры. Планируется поставить везде и лавочки для отдыха.
Старообрядческие могилы — объект притяжения туристов или культа верующих?
Веселые горы сами по себе — это места поселения старообрядцев. Вдоль тропы в районе Карпушихи есть два захоронения. «Туда ходят паломники, туристы пока не ходят. Но это тоже вполне возможная точка притяжения. У нас ведь светское демократическое государство», — считает Вячеслав Пестриков.
Но есть мнение, что этически некорректно делать туристический объект из места, которое для верующих важно именно своей потаенностью и закрытостью.
«Старообрядческие могилы, расположенные вне кладбищ и вдали от населенных пунктов, как правило, особенно чтят верующие. Я считаю, что вводить эти локации в культурно-исторический контекст следует очень осторожно. На мой взгляд, включать места старообрядческих захоронений или бывшие скиты (тайные места молений) старообрядцев в туристические маршруты неуместно», — считает Андрей Ермоленко, историк, преподаватель УрФУ.
Шигирские торфяники и Шигирский идол
Шигирские торфяники сохранили свидетельство того, что цивилизация на Урале существовала задолго до появления египетских пирамид. Туристическая тропа в Веселых горах как раз будет проходить мимо них.
Шигирские торфяники или болота — месторождение, на котором с середины 19 века велась добыча торфа и золота. При этом были обнаружены ценные археологические находки эпохи неолита. Наиболее значимая из них — деревянная скульптура, получившая впоследствии название «Шигирский идол». Он был выполнен из лиственницы в эпоху мезолита.
Кроме него, было найдено еще около 3000 экспонатов, включая другую деревянную скульптуру, которая сохранилась хуже (ее часть была утрачена), поэтому она названа «Малый шигирский идол». Люди, которые когда-то проживали здесь, были частью небольшой цивилизации. Возраст идолов, по последним данным, 12100 лет.
Андрей Ермоленко утверждает, что конкретная точка, где был найдет Шигирский идол, неизвестна. После его обнаружения раскопки в этих местах велись неоднократно. Между тем, Шигирские болота — это большая территория, несколько сотен квадратных километров.
Но, по мнению активистов, эти места все равно заслуживают славы, или хотя бы того, чтобы быть узнаваемыми. Поскольку юг тропы проходит через Шигирские болота, необходимо напомнить проходящим мимо туристам о большой роли этих мест в истории человечества.
Про упавший в Веселых горах самолет, изменивший ход Великой Отечественной войны и мировой истории
12 мая 1942 г. на гору Оборотная упал самолет Ли-2. Он летел со стороны Красноуфимска по низменности, погода была плохая, пилот не ожидал, что здесь могут быть такие высокие горы. «Видимость, скорее всего, была настолько плохой, что гора внезапно возникла прямо перед самолетом, и он буквально плашмя упал на вершину. Был пожар, тела вывезли, а самолет так и оставили. В 1970-е, когда здесь рубили лес, алюминий растащили, а металлические детали, два двигателя, шасси и другие части самолета до сих пор разбросаны по склону», — рассказал Вячеслав Пестриков.
Андрей Ермоленко добавил, что весной 2017 г. в этих местах поисковики нашли фрагменты костей и личные вещи погибших. Самая главная находка — орден Ленина. На нем сохранился номер — 7319. По нему удалось выяснить, что орден принадлежал Матвею Борисовичу Шенкману.
Он был директором воронежского авиационного завода №18. На момент аварии ему было 53 года. В тот день он летел в Нижний Тагил — нужно было наладить выпуск бронекорпусов для штурмовика. Его гибель стала серьезной потерей для авиастроения, выпуск штурмовиков Ил-2 был задержан. Это повлияло на дальнейший ход Великой Отечественной войны, — рассказал он.
«К месту крушения самолета также будет радиальный выход с основной тропы. Мы считаем, что это тоже точка притяжения. Здесь будет информационный штендер, смотровая площадка и место стоянки», — отметил Вячеслав Пестриков.
Пасека на тропе
Еще одним местом притяжения на туристической тропе станет пасека. Местные пчеловоды обещают всем туристам, которые заглянут к ним, интересную экскурсию о том, как разводить пчел и собирать мед. Здесь мед собирают не только современным окультуренным способом, но и старинным, с помощью кедровых бортей.
Мы здесь разводим древнерусскую породу пчел. Они у нас достаточно миролюбивые, настоящие лесные пчелы. Эта порода добралась до северных широт сама, эволюционным путем, поэтому и выживаемость у пчел лучше, чем у привозных. Наш мед, кстати, намного вкуснее и питательнее, чем у южных пчел, — заявил Антон Кичигин, пасечник.
По его словам, здесь пчелы собирают мед с 76 культур, поэтому он называется таежный, а в южных регионах собирают мономед, то есть отдельно с каждой культуры — с подсолнуха, с гречки. Наша зима длится шесть месяцев, а южная — два-три, соответственно, наши пчелы запасают мед на более длительное время, «упихивая» в рамку гораздо больше и плотнее, чем могут в ту же рамку положить южные пчелы. Получается, что чем севернее мед, тем он питательнее.
Для сравнения можно взять кусок хлеба 100 грамм и кусок сала 100 грамм, но только сало — это энергоемкий продукт, а хлеб — пустоватый. Мед, который пчелы собирают для себя в борти, еще лучше, чем рамочный, с культурной пасеки. Если культурный мед стоит 500-600 руб. за один килограмм, то бортнический — более тысячи, — пояснил он.
Вместо заключения
Планы на будущее ни активисты, ни работники заповедника пока не строят. Говорят, что рады уже тому, что люди откликнулись и движение в направление развития туризма началось. «Это хорошо, потому что если ничего не делать, то ничего и не случится», — считает Вячеслав Пестриков.
Читайте также на DK.RU: В «Оленьи ручьи» будет ходить рельсовый автобус с панорамными окнами и климат-контролем.