Крупнейшие проекты по развитию водородной энергетики в России под вопросом. Главные покупатели — Германия, Япония, Южная Корея — для России недоступны, без них расчет вновь только на господдержку.
Прогноз по экспорту водорода из России стал хуже. В проекте комплексной программы развития водородной энергетики до 2030 г., разработанном Минэнерго, говорится о фактическом снижении экспорта с 2,2 млн до 1,4 млн тонн к 2030-му году. Дело в том, что после начала спецоперации в Украине Россия отрезана от крупнейших мировых покупателей «голубого» и «зеленого» водорода. Рынок сбыта, по сути, может сжаться до одной страны — Китая.
О предварительном стресс-сценарии программы развития низкоуглеродной водородной энергетики в РФ до 2030 г. пишет «Коммерсантъ». Как сообщает издание, финальная версия документа будет внесена в правительство в июне.
Документ ухудшает прогноз по экспорту как «голубого» водорода, который выпускается методом парового риформинга метана с утилизацией CO2, так и «зеленого», который производится из воды методом электролиза при помощи ВИЭ. Европейский и частично азиатский рынки водорода закрыты для РФ после начала СВО на территории Украины.
Сейчас ориентир по экспортному потенциалу водорода из России снижен в два раза, с 9,5 до 4,5 млн тонн, из перечня основных импортеров исчезли Германия, Япония и Южная Корея. При этом в презентации Минэнерго сказано, что Япония и Китай сейчас относятся к «недружественным» странам, но в будущем могут проводить независимую политику в отношении России, их потенциал по спросу оценивается в 3,7 млн тонн.
Фактический уровень поставок из РФ в 2030 году может составить 1,4 млн тонн водорода в год вместо предполагавшихся 2,2 млн тонн. На создание производства в РФ потребуется $21,1 млрд инвестиций, экспортная выручка оценивается в $12,8 млрд.
Проекты по выпуску водорода и аммиака разделены на пять кластеров: Сахалин (проект «Росатома» по транспортировке «голубого» водорода морем в Китай), Якутия (проект Северо-Восточного альянса по транспортировке «голубого» водорода в Китай по железной дороге), Ямал (проект НОВАТЭКа по экспорту «голубого» водорода морем в Германию), Восточная Сибирь (поставки En+ «зеленого» водорода в Китай по железной дороге) и Северо-Запад (проекты «зеленого» водорода «Росатома», «Роснано», «H2 Чистая энергетика»).
Если геополитическая ситуация останется такой же, без государственных мер поддержки положительный IRR (внутренняя форма доходности) будет только у проектов на Сахалине и в Якутии, но NPV (чистая текущая стоимость) при этом будет отрицательным (показатели рассчитаны на 20 лет при стоимости капитала 15%).
Для того чтобы экономическая выгода проектов выросла, предлагается расширить уже действующие меры господдержки на ближайшие десять лет. В перечень входят субсидирование ставки по кредитам, CAPEX (затраты на приобретение внеоборотных активов, их реконструкцию и модернизацию), OPEX (операционные затраты), налоговые льготы, компенсации 50% затрат на транспорт, снижение затрат на электроэнергию и т. д.
Стоимость мер господдержки в новой презентации выросла до $7,6 млрд вместо $2,3 млрд.
При этом в Минэнерго подчеркнули, что программу пока дорабатывают, «называть обновленные параметры преждевременно». В «Росатоме» «Ъ» сообщили, что активно продолжают развитие проектов в области водородной энергетики, в том числе на Сахалине, и рассматривают различные рынки для экспорта. Остальные компании-участники проекта комментариев не дали.
Юрий Мельников, глава направления по водороду и энергоэффективности центра энергетики МШУ «Сколково», отметил, что из нового документа неясно, как именно учитывались риски последних месяцев, в частности, попадание водородных проектов и их инвесторов под санкции, нарушение логистики, уход поставщиков решений в отрасли (Siemens, Enel, Uniper, RWE, TotalEnergies).
Владимир Скляр, независимый эксперт по энергетике, считает, что в условиях роста цен на газ перспективы экспорта «голубого» водорода из стран с низкой ценой газа, как в РФ, выглядят оптимистично. Проблема в том, что в перспективе самый большой спрос на водород будет в ЕС, Японии и Южной Корее, сейчас эти страны всеми способами сокращают сотрудничество с Россией. Нынешняя политическая ситуация не дает надежд на долгосрочные контракты, а без них водородные проекты слишком рискованны.
Ранее на DK.RU: Начался первый в мире энергетический кризис. Причина — санкции против России