Меню

«Иногда виноваты не меры поддержки, а люди на местах, которым приходится больше работать»

Иллюстрация: DK.RU

Андрей Лодкин — о том, как расширять производство одноразовой картонной посуды в кризис и какую помощь предпринимателю реально могут оказать чиновники.

История Андрея Лодкина уже известна читателям DK.RU. Поработав на производствах картонной упаковки в разных должностях, в 2017 г. он открыл свое предприятие. Сейчас FoodFace.ru в основном поставляет одноразовую картонную посуду и упаковку в крупные сети общепита, компаниям, которые занимаются доставкой еды, фабрикам по производству мороженого, кондитерским.

Во время пандемии коронавируса Андрей оказался в числе предпринимателей, от которых банки потребовали вернуть льготный кредит по программе поддержки численности работников. В случае с основателем FoodFace.ru вопреки условиям программы сотрудники банка оформили два договора займа и по ним всю сумму поддержки не предоставили. А позже по одному из кредитов пришло уведомление о том, что предприниматель якобы не сохранил численность сотрудников на уровне «более 80%», и от него потребовали вернуть деньги.

Спустя год, во время очередного экономического кризиса, Андрей продолжает развивать свое предприятие, в том числе за счет разных мер господдержки. В этом году он рассчитывает запустить новый цех и по возможности перевезти предприятие на более крупную площадку.

«Нереально предугадать, что будет через 5 месяцев»

С момента последнего визита DK.RU FoodFace.ru заметно подрос. Раньше все сотрудники предприятия фактически ютились в одном цехе. Со временем компания решила арендовать еще три помещения — под производство и склад — все в той же промзоне недалеко от завода РТИ. Правда не все они связаны между собой, поэтому сотрудникам приходится ходить друг к другу через улицу. Офисный персонал теперь работает отдельно — для них приобрели помещение поближе к центру города.

Вопрос объединения цехов мы прорабатываем давно. Думали купить собственные помещения, но кредиты сейчас дорогие, и банки неохотно выделяют сотни миллионов рублей предпринимателям. Несмотря на то, что для них это может быть прибыльно, риски все-таки большие. Прорабатываем возможность аренды муниципальных помещений. Но сейчас они интересны не только нам. Поэтому пока находимся в подвешенном состоянии, —  объясняет Андрей Лодкин.

Как и многие другие предприятия, из-за санкций FoodFace.ru столкнулся с проблемой поставки сырья. Раньше бумажные стаканчики предприятие делало из финского картона. Логистика была выстроена таким образом, что сырье в Екатеринбург приходило буквально через неделю после оплаты заказа. Андрей объясняет: повезло, что до введения санкций успели привезти достаточно большой объем.

Сейчас мы переходим на китайский картон, первая партия по нашему заказу пока не приехала. Вообще для поставок из этой страны сейчас нужно быть готовым заморозить деньги на пять месяцев. А что будет через пять месяцев, как будут чувствовать себя сферы, с которыми будем сотрудничать, будут ли от них заказы? Предугадать нереально, — говорит предприниматель.

Предприятию пришлось впрок запастись и отечественным пищевым картоном, из которого делают, например, коробки для роллов и одноразовые тарелки. На фоне тренда на импортозамещение сырье санкт-петербургского производства оказалось особенно востребовано среди отечественных компаний.

На предприятии недавно провели перевооружение. В цехе, где делают одноразовые стаканчики, в конце прошлого года поставили два новых станка. Агрегаты формуют стаканчики в четыре раза быстрее, чем сотрудники на старом оборудовании — в минуту машины способны сделать 120 стаканчиков. Благодаря обновлению предприятие стало реже выводить людей на работу в ночную смену.

Кроме этого в цехе, где делают коробки и тарелки, установили собственную флексопечатную машину. Если раньше картинку на заготовки наносили в типографии, то сейчас большие тиражи можно будет печатать прямо на предприятии. Оборудование, по словам предпринимателя, купили у одного из прежних конкурентов, который из-за неблагоприятной экономической ситуации ушел с рынка.

До конца года мы планируем запустить цех по производству картонной крышки для пяти видов изделий. Например, стаканчиков для мороженого — сейчас мы используем там полиэтиленовые крышки. По моим планам это увеличит спрос на существующую продукцию. Новый цех позволит создать 30 дополнительных рабочих мест, работа достаточно объемная. Но для этого нужно дополнительно найти около 1 тыс. кв. м площадей, то есть еще около трети от того, что у нас сейчас есть. Конечно, хочется запустить новый цех уже на новой площадке, где сможем объединить на общем пространстве все этапы производства. Но пока это почти неосуществимая мечта, — говорит Андрей Лодкин.

«Стараюсь находить максимум плюсов»

По словам предпринимателя, последние несколько лет конкуренция в сегменте картонной одноразовой посуды выросла. Если три года назад у FoodFace.ru было около 10 значимых конкурентов в стране, то на начало текущего года их было уже около 20.

— Такой тренд наметился, потому что люди стали постепенно отказываться от пластиковой упаковки в пользу более экологичного продукта. Есть компании, которые везде заявляют, что делают суперэкологичную одноразовую посуду и упаковку, но такие материалы в производстве пока не используются. Мы своим клиентам честно говорим, что в нашей продукции есть полиэтилен, но его гораздо меньше, чем в пластиковой посуде.

А в перспективе от полиэтилена в упаковке уйти реально?

— Производители сырья находятся в поиске, тестируют разные технологии. Нам периодически присылают образцы материалов, мы участвуем в тестах. Не отказываемся, потому что хотим соответствовать современным тенденциям. Но пока ничего суперэффективного рынку предложено не было.

Как чувствуют себя производители картонной упаковки из-за экономической ситуации?

— Те 20 компаний, о которых я уже упомянул, — достаточно сильные игроки. Но есть фирмы, у которых были небольшие запасы сырья для конкретных заказов. И сейчас, когда схемы поставок были разрушены, у них возникли большие сложности. Клиенты ищут новых поставщиков. В том числе обращаются к нам. И, если честно, от новых крупных заказов мы тоже отказываемся из-за ограниченного количества сырья, чтобы не подвести существующих клиентов.

Вообще, конечно, однозначно оценить последствия сложившейся в экономике ситуации сложно. С одной стороны, появляются новые заказы. С другой — возникают проблемы с поставками сырья. Но я всегда стараюсь находить максимум плюсов.

Вы участвовали в недавней выставке производителей импортозамещающей продукции в технопарке «Университетский», где власти пытались подружить местных предпринимателей с торговыми сетями. Была от этого какая-то польза?

— Действительно, мы там были представлены. Собрали несколько контактов, отдел продаж сейчас их прорабатывает. К сожалению, пока опыт работы с сетями у нас складывался негативный. Они предъявляют серьезные требования, чтобы на складах всегда была продукция. Сталкивались с логистическими проблемами, когда наши машины сутками простаивали в распределительных центрах, и нам приходилось оплачивать простои. Иногда нашу продукцию продавали по цене в три раза выше и она становилась неинтересной покупателю. Все это было 3-4 года назад. Сейчас ситуация меняется, и я надеюсь, что у нас получится совместно что-то реализовать.

В тот же день в «Университетском» проходил интересный форум, была возможность пообщаться с представителями регионального министерства промышленности. После выставки я лично ездил на прием к министру, рассказал о своих проектах. Получил поддержку, пока моральную. Также наметили шаги по реальным мерам поддержки, в частности, обсудили, как можно решить проблему с площадями.

Кстати, о мерах поддержки. В прошлом году вы столкнулись с тем, что возникли проблемы с получением льготного кредита по программе сохранения численности работников, и Сбербанк потребовал вернуть деньги. Чем история закончилась?

— После серии материалов в СМИ мне звонили из московского управления Сбербанка, даже организовали встречу с местными руководителями. Но ситуацию разрешить так и не удалось. У сотрудников, с которыми мы взаимодействовали, не было никакого желания вникать в нашу проблему. В итоге 85% наших кредитных обязательств были переданы ВЭБ. По договору в случае, если заемщик не возвращает долг, 15% от суммы займа Сбербанку должен был оплатить он.

Почему мы сразу не выполнили условия банка? Во-первых, мы полученные средства вложили в развитие бизнеса. Во-вторых, с учетом того, что штат мы сохранили, была надежда, что удастся эту меру поддержки сохранить. Когда мы поняли, что все бесполезно, приняли решение погасить задолженность и Сбербанку, и ВЭБ.

В итоге убытков — 4 млн руб. Это существенная сумма для небольшого предприятия. Я бы лучше купил на эти деньги новое оборудование. Испорчена идеальная кредитная история. Приняли решение судиться со Сбербанком, используя ту доказательную базу, которая у нас есть. Понимаю, что шанс выиграть крайне низкий, но будем пробовать.

После этого прецедента не отпало желание обращаться за другими мерами поддержки? Нет чувства разочарования?

— В моем случае виновата не мера поддержки, а люди на местах. Иногда для них работа с предпринимателями по спецпрограммам становится дополнительной нагрузкой, и они в ней не заинтересованы. Руководство Сбербанка смогло лишь пояснить, что было не готово к возникшей нагрузке, не все специалисты сами понимали условия программы, а на вопросы, которые не могли и сами ответить, говорили — сбой программы. Почему за их сбои платим мы, ответа дать не смогли.

Конечно, не все меры поддержки для бизнеса идеальные. Но есть много эффективных инструментов. Вкладываются большие деньги. Например, в начале июня мы представляли Свердловскую область на международной выставке Росупак в Москве. Финансирование стенда региона шло через различные институты поддержки.

Пользовались и другими мерами. Например, брали кредиты по линии министерства экономики с компенсацией части ставок. Не раз обращались за льготными кредитами в СОФПП. Недавно воспользовались возвратом части уплаченного НДС — деньги пришли очень быстро, буквально за неделю. Потом уже мы проходили проверку. И у нас появилась возможность потратить дополнительные деньги на переориентацию рынка поставок.

Читайте также на DK.RU: «Предприниматели приходят в торговую сеть. А им говорят: «Нет, у нас уже есть китайское»