Меню

«Нас никто не предал анафеме». Как выживает российское кино при закрывающихся кинозалах

Ольга Ерофеева-Муравьева. Иллюстрация: Свердловская киностудия

«Западные партнеры, с которыми мы общались, с нами по-прежнему контактируют». Генпродюсер Свердловской киностудии о том, где искать деньги на кино и что мы будем смотреть в кинотеатрах.

Генеральным продюсером Свердловской киностудии Ольга Ерофеева-Муравьева стала чуть больше года назад — в апреле 2021 г. Тогда же генеральным директором киностудии стал Виктор Шадрин, а креативным продюсером — режиссер Евгений Григорьев. Новая команда анонсировала перезапуск Свердловской киностудии, съемку новых фильмов, старт школы кино.

С Ольгой Ерофеевой-Муравьевой мы разговариваем в Екатеринбурге, куда она прилетела из Москвы на встречу с учениками уже второго потока киношколы Свердловской киностудии. Говорим, конечно, не только о киностудии, но и в целом о ситуации в кинопроизводстве.

Справка DK.RU

 
Ольга Ерофеева-Муравьева
Генеральный продюсер Свердловской киностудии, совладелец кинокомпании «Первое кино» (Москва).
Образование: Санкт-Петербургская государственная академия театральных искусств (кафедра продюсирования), аспирантура финансово-экономического университета Санкт-Петербурга (теоретическая экономика).
Опыт работы: исполнительный и линейный продюсер кинокартин Андрея Кончаловского «Щелкунчик и Крысиный король», «Битва за Украину», «Грех» и др. Исполнительный продюсер сериалов на телеканале СТС. Продюсер неигровых фильмов Евгения Григорьева «Коган. Неизвестные хроники», «В ожидании варваров», полнометражной игровой картины «Подельники», документальных сериалов «Дедline», «Белые вороны» и др.
 

Кто заменит Голливуд

В начале марте на территории России приостановили свою деятельность крупнейшие голливудские кинопрокатчики, забрав с собой привычные зрителю блокбастеры. Перестали работать Netflix, Universal Studios и другие мейджоры. Зарубежные киностудии приостановили продажу лицензий на показ новинок. Голливудские релизы приносили кинотеатрам до 80% дохода, а в их отсутствие выручка кинотеатров, по оценке «Коммерсанта», уже сократилась примерно наполовину.

Есть ли сейчас у российского кино шанс на бурное развитие?

— Если честно, у меня нет ощущения, что у российского кино появился какой-то шанс на бурное развитие. Кино состоит не только из кинопроизводства, там много секций, в том числе кинопрокат. То, что у нас освободилась часть слотов кинопроката, не означает, что все художники вдруг начнут писать блокбастеры. Я думаю, тенденция писать блокбастеры — вещь, в принципе не характерная для российского автора. У нас своя культура. То, что пишется, чаще имеет свои жанровые направленности: это зачастую драма, мелодрама, комедия.

Публика, которая ходила на блокбастеры, скорее всего, захочет и дальше смотреть подобного рода фильмы. Не думаю, что в кратчайшие сроки мы сможем заполнить эту нишу.

Как может измениться ландшафт кинопроизводства? Предсказать сложно, но в любом случае денег станет меньше. Несмотря на то, что государство сейчас вливает достаточно большое количество средств в кинопроизводство, все-таки кино финансируется еще и за счет частных и коммерческих инвестиций. И частные инвесторы, думаю, будут пока придерживать свой капитал.

С точки зрения производства фильмов, предполагаю, картина сильно не изменится. А вот прокат просядет именно из-за того, что на рынке нет голливудских фильмов, и произвести их аналоги быстро мы не сможем, даже если захотим. Производственный трек у фильма, тем более такого сложного — это три-четыре года минимум. А если использовать еще и компьютерную графику, то это все пять лет.

Съемки фильма «Подельники»

Российское кино сами кинотеатры зачастую оставляли на задворках показов. Сейчас отношение кинотеатров поменялось?

— Кинотеатры оценивают исключительно финансовые показатели. Если на фильм ходят, он идет в прокате до четырех-пяти недель. Если на фильм не ходят, наработка на копию маленькая, его убирают из проката. Так было всегда.

В приоритете у кинотеатров всегда было кино для массового зрителя. И до ухода голливудских мейджоров российские фильмы действительно были не в приоритете. Почти всегда это был ограниченный прокат и, соответственно, небольшие сборы.

Этой весной так сложилось, что в российском прокате было много ярких релизов. Какие-то из них переехали с более ранних сроков. Хорошие сборы показал российский мультик «Финник» (по данным на 29.05.2022 собрал 434,8 млн руб. — прим. ред.). Или возьмем фильм «Казнь»: несмотря на то что там не было очень известных актеров, этот триллер понравился зрителям и долго был в прокате. Возможно, большое количество таких релизов даст зрителю понимание, что российское кино — это хорошее кино.

Сейчас есть тенденция перезапуска старых фильмов. «Брат» и «Брат 2» хорошо собрали в повторном прокате (около 60 млн руб.). Но это признанные хиты, поэтому люди пошли, и я страшно рада за продюсеров — знаю, с каким трудом они собирали деньги на эти фильмы, поэтому такой успех они заслужили. Но, конечно, не все кино в повторном прокате зарабатывает хорошие деньги. Кинотеатры ставят старые картины, чтобы заполнить залы, но пока никто не знает, что будет дальше.

Повторный прокат — это новшество 2022 года?

— Есть отдельные кинотеатры, ориентированные на мейнстрим и классику, они показывали фильмы, которые уже шли в прокате. В массовых кинотеатрах такое впервые.

Где взять деньги на кино

Весной 2022 года в прокат вышла драма «Подельники», режиссером которой стал креативный продюсер Свердловской киностудии Евгений Григорьев. Для известного режиссера-документалиста это дебют в игровом кино. Ольга Ерофеева-Муравьева была генеральным продюсером картины. Она рассказывает, что выпустить драму в прокат планировали осенью 2022-го, но все пошло не по плану.

— Министерство культуры подтолкнуло нас к тому, чтобы сдвинуть выход на апрель. Необходимо было быстро чем-то заполнить кинотеатры. Мы собрались, переобулись в воздухе и выпустили «Подельников» на полгода раньше. Фильм был уже снят и даже показан на «Кинотавре» и премирован Гильдией кинокритиков. Но перед широким прокатом мы делали перемонтаж: сократили режиссерскую версию на 15 минут. За три недели мы сделали авторскую переработку, дописали музыку, доделали компьютерную графику.

Режиссер Евгений Григорьев на съемках фильма «Подельники»

Фильм вышел только в России?

— Фильм был ограниченно показан в Белоруссии, Казахстане и Армении. Также у совладельцев прав на фильм (платформы Start) имеются достаточно обширные связи с европейскими покупателями, и мы планировали продажу прав в Европе. Сейчас в спешном порядке мы переориентируемся на восточные рынки. Отправили фильм в Шанхай, но из-за новой волны ковида люди там снова оказались заперты в своих домах, в кино никто не ходит, поэтому прогнозы строить сложно.

Съемки проходили в селе Кын Пермского края

На встрече со зрителями «Подельников» вы сказали, что фильм хотели показать на европейских фестивалях. Сейчас отношение к российским режиссерам поменялось?

— По моей информации, нас (я имею в виду российских художников) никто не предал анафеме. Западные партнеры, с которыми мы общались, с нами по-прежнему контактируют. Другой вопрос, что в некоторых странах есть не то что запрет, но рекомендация не работать с российскими продакшенами для организации кино. Но пока что, так сложилось, на Свердловской киностудии у нас нет ко-продукционных проектов, у нас все проекты российские, рассчитаны на местного зрителя.

Актер Юра Борисов и Ольга Ерофеева-Муравьева на съемках в Кыне

Алексей Федорченко был художественным руководителем фильма «Подельники». Как это получилось?

— В первую очередь, скажу, что у дебютных фильмов обязательно должен быть худрук, если эти фильмы претендуют на гранты Минкульта. Для министерства поддержка опытного художественного руководителя — это гарантия того, что ты доведешь фильм до художественного результата. И дебютантам нужна помощь, это очевидно. Сейчас у нас на Свердловской киностудии есть режиссеры-дебютанты, и, когда мы подавали их проекты в Министерство культуры, каждому нашли художественного руководителя.

Если возвращаться к нашей истории, то Алексей Федорченко был продюсером первого Жениного фильма, «Леха online», они знакомы больше 20 лет. Женя попросил его стать худруком, и Алексей согласился.

Чем вам был особенно полезен Алексей Федорченко?

— Федорченко оказался очень хорошим худруком. Он помогал и со сценарием, и с кастингом. Но главная его заслуга в другом. Когда нам нужно было сократить фильм, режиссер не хотел ничего убирать. А Федорченко сказал: «Я помогу», — и вырезал 40 минут. Мы это посмотрели, упали в обморок, отказались от такого монтажа, но на пару с режиссером получили мощную прививку от страха сокращения.

Павел Деревянко сыграл одну из главных ролей и получил приз в номинации «Лучшая мужская роль им. Олега Янковского» на фестивале «Кинотавр»

Во сколько в среднем обходится производство полнометражного игрового фильма?

— Коммерческая история с полным финансированием обойдется от 85-90 млн рублей. А дальше зависит от ваших творческих пожеланий и идей, которые могут простираться до бесконечности.

Какие возможности сейчас остаются у российских продюсеров? Где искать деньги на кино?

— Нет такого, что внезапно исчезли какие-то возможности. Если ты живешь и работаешь в России, хочешь снимать кино, все те же опции для тебя сохранены. Если это авторское кино, ты можешь обратиться за финансированием в Министерство культуры. Для коммерческого проекта можно поискать деньги в Фонде кино. Также есть ряд инвесторов из числа VoD-платформ, они в основном занимаются сериалами, но полнометражные фильмы их тоже интересуют. На «Подельниках», например, мы сотрудничали с платформой Start: они увидели наш проект на питчинге в Министерстве культуры и сами предложили стать партнерами. Есть частные инвесторы: например, фонд Алишера Усманова, который много лет дает деньги на фильмы Андрея Кончаловского. Фонд Романа Абрамовича финансирует коммерческое и авторское кино.

Вы же много лет работали с Андреем Кончаловским. Были продюсером?

— Андрей Сергеевич, как правило, сам продюсер своих фильмов, причем очень талантливый. Я занималась производством его картин.

Что вам дал такой опыт?

— Я считаю, что там научилась всему. По крайней мере, процентов 70 того, что я умею, было получено в компании Андрея Сергеевича Кончаловского. Я сталкивалась с исключительно нетривиальными для российского рынка задачами. Например, я была постпродакшн-продюсером фильма «Щелкунчик и крысиный король». Когда мы переводили его в 3D, звук записывали в Лондоне на студии Шеппертон (Shepperton Studios), съемки были в Венгрии, постпродакшн — частично в  Москве, частично в Лос-Анджелесе. Это была работа огромного количества людей. Технологии тогда не были такими простыми — для пересылки материала из России в США нужно было заказывать специальный спутниковый «пайп-лайн»!

Инфографика: Евгений Исаков, DK.RU

Если вернуться к финансированию, когда вы берете деньги у Министерства культуры, предъявляются ли требования к содержанию картины?

— Нет никаких требований. Мы подаем исключительно то, что нам нравится и, как нам кажется, имеет художественную ценность. Как говорит мой коллега Евгений Григорьев, читайте Конституцию — каждый имеет право на высказывание. Минкульт может определить круг приоритетных тем. Но, если разобраться, этот круг достаточно широк, и ты свой проект можешь причислить к какой-то из этих тем. Другой вопрос, пройдешь ли ты творческий конкурс.

Уже звучат мнения, что государству необходимо увеличивать объемы финансирования кино. Не приведет ли это и к росту контроля над его содержанием, усилением патриотической направленности?

— В перспективе, возможно, это и будет. Но, мне кажется, у нас такое количество людей хочет снимать патриотические фильмы, что Министерство культуры может сделать отдельный конкурс. Если у тебя есть идея хорошего фильма — иди и снимай, Бога ради. Но чтобы запрещать фильмы на все остальные темы — пока такого нет. Минкульт ищет картины, обладающие художественной ценностью. Экспертный совет дает деньги на основе творческих документов: читает сценарии, смотрит, что за режиссер, какой кастинг. Не слышала такого, что не дают деньги из-за темы. Бывают отдельные конкурсы, где надо снять про что-то конкретное, но это отдельные вещи.

Но Минкульт может не выдать потом прокатное удостоверение?

— Прокатные удостоверения могут не выдавать по очень многим причинам. В основном, это причины, которые содержатся в законодательстве — различные виды пропаганды, показ запрещенных средств и т.д.

Это не будет цензурой?

— Можно ли назвать законодательство цензурой? Цензура — это, скорее, идеологические вещи. Если у тебя фильм с сексуальными сценами, а ты пишешь 12+, тебе дадут прокатное на 18+. Мы с «Подельниками», например, 12+ не потянули. Хотя, я считаю, сняли все очень пуритански. Изначально все было более откровенно, но мы решили урезать эти кадры, чтобы люди не отвлекались от замысла. Режиссер понимает, что оголенные части тела — это большой визуальный акцент, а в это время в фильме убийство вообще-то происходит. Это вопрос не цензуры, а управления вниманием.

Почему москвичи поедут снимать кино на Урал

В России осталось несколько государственных киностудий. Это «Ленфильм», «Мосфильм», «Союзмультфильм», «Лендок», киностудия им. Горького и Свердловская киностудия. После прихода новой команды у Свердловской киностудии, кажется, началась более активная жизнь. В конце 2021 г. стало известно, что по инициативе Минкульта РФ, губернатора Свердловской области и новых управленцев киностудии в 2022 г. в нашем регионе заработают рибейты. Это система, при которой съемочная группа тратит определенное количество денег на съемки в регионе, подтверждает это документами, а после может вернуть до 50% вложенной в производство фильма суммы.

Весной Свердловская киностудия запустила на своей базе уже второй поток киношколы. Вы для себя кадры выращиваете?

—  И да, и нет. Положа руку на сердце, скажу: конечно, и нам нужны специалисты. Но мы не эгоисты, которые хотят снимать кино в Екатеринбурге только сами. Мы считаем, что один в поле не воин, поэтому нам интересно еще и создать тут кинематографическое сообщество, и привлекать в Екатеринбург столичные продакшены. Мы хотим сделать кинематографически развитый регион, чтобы Свердловская киностудия занимала прочные позиции, но этого не получится без индустрии.

Мы ведем переговоры с московскими продюсерами, которые захотят здесь снимать, будем вступать в коллаборации. Им это уже интересно — на Свердловской киностудии есть оборудование, есть люди. С помощью киношколы мы хотим подготовить специалистов второго состава съемочной группы, чтобы кинопроизводственным компаниям было выгодно приезжать сюда и нанимать таких специалистов на месте.

За счет чего такое обучение стало бесплатным для студентов?

— Нас профинансировало федеральное Министерство культуры. Они нам дали субсидию 5 млн руб., которая покрывает затраты за зарплату педагогического состава, их приезд в Екатеринбург. Многие преподаватели у нас приглашенные — из Москвы и Санкт-Петербурга. Все без исключения работающие в кино профессионалы.

Первый поток выпускников уже нашел практическое применение?

— К сожалению, пока только частично. Тут вот какой важный момент. До недавнего времени в регионе не было рибейта. Если москвичи хотят снимать Урал, им проще поехать в Пермь и получить рибейт.

Как, например, произошло в Калининградской области? У них не было изначально никаких курсов по подготовке персонала, но был большой рибейт. К ним приезжали продакшены, и персонал органически вырастал на этих съемках — люди приходили стажироваться бесплатно, набирались опыта. Самим студиям было тяжело без персонала. И сейчас регион привлек преподавателей петербургского Института кино и телевидения. У нас получилось, что специалисты готовы чуть раньше, чем проекты.

Но в сентябре мы начинаем съемки первого игрового фильма после перезапуска — «Сломя голову». И обязательно будем привлекать своих студентов на стажировки.

В завершение разговора хочу спросить: почему вы согласились на должность генерального продюсера Свердловской киностудии? Вам это зачем?

— Я ужасный фанат кино, и мне показалось, что это возможность реализовать те проекты, которые я хочу. Еще одна дополнительная опция: я по жизни очень социально ориентированный человек. Мне всегда хотелось заниматься вещами, которые приносят пользу обществу. А, кроме как снимать кино, я больше ничего не умею, поэтому пришлось соглашаться и потом вместе со мной абсолютно потрясающие люди работают: Витя Шадрин, наш генеральный директор, и Женя Григорьев, очень талантливый человек во всех отношениях. Они умеют из ничего делать что-то, а я у них очень многому учусь.

А какую пользу обществу, по вашему мнению, приносит кино?

— Кино заставляет думать и чувствовать. Мы проживаем жизнь, которую не прожили бы, идя своим обычным путем. Известный культуролог Юрий Лотман говорит, что существует многообразие путей, и у нас есть выбор, каким пойти. Так вот, осмыслением и освещением тех путей, которыми мы не пошли, заведует искусство. Оно показывает нам грани, что мы не можем увидеть, находясь в своей точке бытия. 

Источник  фото: Свердловская киностудия, «Первое кино», START