Меню

«Может прослужить и 30 лет»: чем уральская уличная мебель из отходов лучше импортной?

Автор фото: Татьяна Савина. Иллюстрация: DK.RU

В Березовском запустили предприятие «Джи-Эко», которое делает скамейки из переработанного пластика и песка, визуально не отличающиеся от деревянных. Все оборудование на производстве — отечественное.

DK.RU продолжает спецпроект «Инвестируй на Урале», который мы начали в 2020 г. в рамках премии «Человек года». Одну из номинаций — «Инвестор года» — учредило Агентство по привлечению инвестиций Свердловской области. Все материалы спецпроекта посвящены уральским компаниям, которые, несмотря ни на какие сложности, вкладывают в свое развитие, потому что знают: будущее за ними. В этом году особое внимание обратим на предприятия, которые выпускают импортозамещающую продукцию.

В мае в Свердловской области запустили экозавод по производству уличной мебели из переработанного пластика. Компания «Джи-Эко» работает по франшизе проекта «Умная SREDA». Уникальность предприятия не только в том, что для производства используются отходы, которые не востребованы другими переработчиками, но и в полном прекращении «жизни» пластика на земле. Таким образом, количество отходов на свалках будет сокращаться.

О знакомстве с регионом

Проект «Умная SREDA» существует с 2014 г. Предприятия, которые занимаются производством экологичной уличной мебели, представлены в 40 городах: от Калининграда до Дальнего Востока. Все они работают по единому стандарту: технология производства, контроль качества, цена — все унифицировано. Наличие своих предприятий в разных городах России дает возможность проекту «Умная SREDА» поставлять качественную продукцию в любой населенный пункт и вовлекать в оборот отходы этих территорий.

Компания очень осторожно подходит к выбору локации. Прежде чем организовать производство здесь, мы около 8 месяцев изучали регион. Первыми в Свердловской области о нас узнало Агентство по привлечению инвестиций. Они дают нам много информации о программах и мерах поддержки, помогают организовывать встречи с чиновниками. Иногда такие контакты для нас особенно важны. Во время такой встречи в региональном министерстве строительства нам помогли попасть на выставку 100+ Forum Russia несмотря на то, что продажа площадей под стенды к тому моменту уже закончилась. Там с нашей продукцией познакомились сотрудники строительных компаний, органы власти, студенты, — рассказывает гендиректор компании «Джи-Эко» Михаил Кичигин.

Гендиректор компании «Джи-Эко» Михаил Кичигин

На 100+ Forum Russia представители компании показали, что скамейки и урны их производства визуально практически не отличаются от привычных деревянных. Но по сравнению с ними — более прочные и долговечные. Как оказалось, в стране делают крайне мало красивой и качественной уличной мебели. Возможно, из-за этого дефицита некоторые застройщики для своих ЖК закупают скамейки за рубежом — в Италии и Польше. Некоторым экологичная продукция на выставке приглянулась настолько, что предприятие получило первые заказы.

Об уникальной технологии

Как рассказал Михаил Кичигин, уличную мебель на его предприятии производят из полимерпесчаной смеси. На 30% она состоит из пластика. В качестве сырья преимущественно используются полиэтиленовые пакеты, канистры, бочки, ланчбоксы, сломанные ящики для овощей.  Также в ход идут крышки от бутылок. Еще на 70% смесь состоит из речного песка. Частично в производстве его планируют заменить измельченным стеклом. Сырье «Джи-Эко» приобретает у предприятий, которые принимают отходы у населения и готовят их к переработке.

Уличная мебель из полимерпесчаного материала зарекомендовала себя как высоконадежная: она не гниет, не горит, практически не разрушается. Из-за того, что в рецептуре используется песок, она получается достаточно тяжелой. Например, стандартная двухметровая лавочка весит около 150 кг. В изделии нет металлических элементов, которые можно бы было сдать в металлолом. Так что фактически это антивандальная технология. Если такие лавочки специально не портить, они могут прослужить и 30 лет, — говорит Михаил Кичигин.

Технологический процесс со стороны кажется максимально простым и понятным. Но, как признается руководитель предприятия, на работу попадают только сотрудники со средним техническим образованием, которые дополнительно проходят корпоративное обучение. Пока на производстве работает одна линия и четыре сотрудника. Со временем количество линий вырастет до четырех — соразмерно вырастет и численность производственного персонала.  

Для изготовления панелей смесь из песка и отходов отправляют в нагревательную машину. При температуре в 240-250 градусов она превращается в «тесто», которое отправляется на пресс для придания ему формы. Там же панель остывает, дает усадку. Затем ее переносят в специальную камеру и красят. Из готовых панелей собирают изделие и отправляют заказчику. В среднем на производство одной скамейки необходимо около четырех дней.

 Из такой смеси «лепят» будущие скамейки

Деталям придают форму в специальном прессе

Скамейки — не единственная продукция в ассортименте предприятия. По заказу здесь изготавливают уличные урны, кашпо, контейнерные площадки, шезлонги и раздевалки для пляжа. Цены на продукцию сопоставимы с аналогичными изделиями из дерева и металла.

Оборудование на заводе — полностью отечественное, хотя изначально рассматривали возможность закупить импортное. Но после того, как во время пандемии коронавируса разорвались логистические цепочки, пришлось на несколько месяцев сдвинуть срок запуска предприятия и переориентироваться на продукцию российских производителей.

Сейчас санкции нас никак не касаются. Железо, датчики, электрика и другие компоненты закупаются у российских предприятий. Из них «Умная SREDA» делает оборудование и пресс-формы самостоятельно по своим чертежам, — резюмирует Михаил Кичигин.

О глобальных задачах

Руководитель «Джи-Эко» отмечает, что в производство внедрен принцип многократного рециклинга. Если появляются бракованные изделия — они не выбрасываются, а используются в качестве сырья для продукции.

В этом смысл цепочки: люди используют пластик, сдают на переработку, из него получается новое изделие и оно ни в коем случае не должно попасть на свалку. На нашу уличную мебель мы даем гарантию не менее пяти лет, в отдельных случаях она может быть пожизненной. Мы также готовы помогать ремонтировать наши изделия, которые уже находятся в эксплуатации, или можем забрать их на переработку, — объясняет Михаил Кичигин. 

Перед тем как отправить в печь, крупные пластиковые изделия измельчают

По словам предпринимателя, задача проекта — не только снизить объем отходов, но и сохранить деревья. К сожалению, пока многие застройщики предпочитают покупать именно деревянную уличную мебель, считая ее более экологичной. Но фактически это не совсем так. Каждая лавочка из вторсырья сохраняет как минимум одно дерево. Возможно, даже больше — если учитывать, что часто в готовых изделиях спустя определенное время приходится менять панели. В «Джи-Эко» надеются, что смогут повлиять на ситуацию. 

Из крупных компаний предприятие уже наладило сотрудничество со Свердловской железной дорогой: несколько железнодорожных станций успели укомплектовать экологичной мебелью. Кроме этого, скамейки заказали образовательные учреждения Челябинска и Соликамска. Со временем предприниматель рассчитывает, что продукция заинтересует и другие бюджетные учреждения, а также строительные компании, рестораны, кафе, гостиницы.

Также предприятие выстраивает работу с учебными заведениями. Михаил Кичигин отметил, что готов брать на оплачиваемую практику студентов, специализация которых связана с дизайном, проектированием и разработкой 3D-моделей. Уже сложились рабочие отношения с техникумом им. Курочкина в Екатеринбурге: есть договоренность, что студенты на токарных станках будут изготавливать полуфабрикаты для предприятия. Кроме этого «Джи-Эко» планирует заключить договор с УрФУ, чтобы на базе университетской лаборатории испытывать изделия.

О ситуации с РСО в Свердловской области

Как уже писал DK.RU, каждый год в Свердловской области образуется 1,4 млн тонн коммунальных отходов, но сортируется только 10% из них. Объем перерабатываемых коммунальных отходов в регионе планируют нарастить благодаря развитию инфраструктуры для раздельного сбора мусора и развитию таких компаний, как «Джи-Эко», которые дают собранным и рассортированным отходам вторую жизнь.

Небольшие заводы и цеха, которые занимаются переработкой пластика и макулатуры, у нас достаточно успешно работают. Они производят скамейки, детские площадки, мелкие ограждения для дорог, пластиковую ленту. Кстати, светоотражающие «ребра» по Тюменскому тракту тоже сделаны из переработанного пластика. Из бумаги и картона изготавливают сетки для яиц. Так что у нас эта отрасль активно развивается и готова развивать легальный бизнес — когда заработают новые мусоросортировочные комплексы и появятся большие объемы. Для этого жителям уже сейчас нужно привыкать к дуальному сбору отходов. Если мы будем выбрасывать пищевые отходы вместе с бумагой, картоном — их нельзя будет взять в переработку. Поэтому уже идет работа по установке контейнерных площадок для дуального сбора мусора: это Екатеринбург, Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Первоуральск, Арамиль, Сысерть и другие территории, — рассказывал министр энергетики и ЖКХ Свердловской области Николай Смирнов.

По данным компании «Умная переработка», которая провела собственное исследование, только 2% жителей Екатеринбурга умеют сортировать отходы. Основной причиной, почему горожане игнорируют раздельный сбор мусора, респонденты назвали нехватку комплексов для раздельной сдаче пластика, стекла, макулатуры и алюминия рядом с домом.