Меню

Дорого и неприоритетно. Власти отложили крупнейшие проекты на Дальнем Востоке

Железнодорожная ветка Якутск - Магадан и мост на Сахалин могут остаться лишь проектами, несмотря на то, что местные власти настаивают на их важности, в том числе с учетом геополитических интересов.

Крупнейшие проекты на Дальнем Востоке названы неприоритетными. Алексей Чекунков, министр по развитию Дальнего Востока, заявил, что строительство моста на Сахалин и железной дороги из Якутска в Магадан не были включены в комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Источник РБК, близкий к кабинету министров, пояснил, что в экономическом блоке правительства реализацию этих проектов сейчас считают не приоритетной.

Приоритетными в развитии инфраструктуры Дальнего Востока названы развитие «северной морской логистики», которая включает в себя Северный морской путь и появление дополнительных пограничных переходов между Россией и Китаем, а также увеличение складских мощностей, холодильных и сельскохозяйственных.

При этом Чекунов подчеркнул, что Минвостокразвития «концептуально» поддерживает строительство железной дороги из Якутска в Магадан, но проект можно реализовать только с механизмом концессии.

Решение [по строительству ветки Якутск-Магадан] должно быть <...> не прямолинейно бюджетным, — сказал Чекунков.

Сколько стоит железная дорога

В администрации Якутии уточнили, что, по предварительным оценкам, на строительство потребуется от 830 млрд до 1,7 трлн руб. Выделить такую сумму из бюджета сейчас «немножко нереалистично», уверен Алексей Чекунков.

Неточность в оценке стоимости железной дороги связана с тем, что пока не определена ее трассировка. Но этим летом вариант прохождения трассы должен быть выбран, рассказал губернатор Магаданской области Сергей Носов.

Глава региона считает, что дорога из Якутска в Магадан необходима в том числе и с учетом геополитических интересов страны. Эта ж/д ветка нужна для «разворота инфраструктуры на северо-восток страны, в том числе в оборонно-стратегических целях», согласны в пресс-службе администрации Якутии.

В администрации республики настаивают, что строительство дороги учтено в стратегических документах, например, в схеме территориального планирования России в области федерального транспорта от 2013 г. и национальной программе социально-экономического развития Дальнего Востока до 2024 г., утвержденной в 2020-м. Железная дорога необходима для нормализации социально-хозяйственной жизни востока Якутии, Магаданской области и северо-востока России в целом, убеждены в пресс-службе Якутии.

Ранее на DK.RU: Проект дозрел: Путин одобрил стройку нового мегамоста на десятки миллиардов рублей

Мост на Сахалин: нужна конкретика

Комментируя строительство моста на Сахалин, Алексей Чекунков пояснил, что встал вопрос в актуализации грузовой базы.

Надо готовить экономическое обоснование и тогда мост будет построен, — уверен губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко. По его словам, строительство моста — это «неизбежная история», но он согласен, что важно понять, какие грузы будут перемещаться по мосту.

В конце 2021 г. Лимаренко говорил, что на возведение мосту нужно около 600 млрд руб. с учетом подъездных путей. Создание непосредственно переправы может обойтись примерно в 300 млрд руб., говорил он.

В 2020 г. спецпредставитель президента России по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов назвал мост на Сахалин «дико дорогим». По его словам, мост нужен скорее с точки зрения психологии, а не экономики. Лиморенко же уверен, что мост на Сахалин «напрашивается экономически», его строительство может подтолкнуть создание моста из Японии на Сахалин, который обеспечит грузопоток.

Отметим, сейчас Япония входит в российский список «недружественных стран», это одно из государств, поддержавших антироссийские санкции, последовавшие после начала военной спецоперации России в Украине.

Читайте также: Словно 20 лет назад: Япония вновь назвала Курилы «незаконно оккупированными» Россией