Санкции против Владимира Потанина, президента «Норникеля», могут отразиться на работе Росбанка и Тинькофф-банка, акции которых принадлежат миллиардеру.
Клиентам Росбанка временно стоит воздержаться от проведения любых операций в британских фунтах, сообщил банк в своем телеграм-канале. Это связано с санкциями Великобритании против владельца банка миллиардера Владимира Потанина, руководителя «Норникеля».
Банк осуществляет всесторонний мониторинг ситуации на всех уровнях управления, в том числе с учетом расширения Великобританией санкционного списка против России. В интересах клиентов не рекомендуем проведение через банк операций в британских фунтах, — говорится в сообщении.
В Росбанке подчеркнули, что продолжают работать в штатном режиме.
Кроме того, на британскую валюту, по мнению банков, как был, так и продолжается невысокий спрос. Об этом сообщили пресс-службы «Россельхозбанка» и «Абсолют банка». При этом, по данным Московской биржи, британский фунт стал самой популярной альтернативной валютой для замены доллару, юаню и евро. Так, 27 июня объем торгов фунтом составил 285,1 млрд руб.
Санкции против Владимира Потанина были введены 29 июня 2022 г. Причиной стала покупка Росбанка в мае у французской группы Societe Generale. Крупная финансовая компания решила уйти с российского рынка после начала военной спецоперации на Украине.
«Владимир Олегович Потанин является вовлеченным лицом, поскольку он получает выгоду или поддерживает правительство России, владея или контролируя Росбанк. Росбанк осуществляет деятельность в секторе финансовых услуг России, который имеет стратегическое значение для правительства России», — указано в причинах включения Потанина в санкционный список.
До этого момента Потанин оставался одним из немногих крупных российских бизнесменов, против которого не были введены санкции США, ЕС и Великобритании — из-за опасений стран, что это скажется на цене никеля. По данным газеты Financial Times, миллиардеру долгое время избегать санкции помогало его влияние на рынке металлов. Компания «Норильский никель», 36% акций которой принадлежит Потанину, производит 15% мирового объема высокосортного никеля и 40% палладия.
В конце апреля в активах бизнесмена появился еще один банк: Потанин приобрел у Олега Тинькова* 35-процентную долю в TCS Group, став совладельцем Тинькофф-банка. После включения миллиардера в британский санкционный список такие же риски есть и у денежно-кредитной организации. По мнению Антона Именнова из коллегии адвокатов Pen&Paper, эти риски пока нельзя назвать высокими.
Тинькофф-банк значительно отличается от Росбанка и по своему масштабу, и по особенностям бизнес-модели. Самое важное — это история владения. Компания Потанина владеет Тинькофф-банком на 35%, а не на 100%, как в случае с Росбанком. И правило 50% здесь не сработает, если только не выяснится, что контроль над банком вне зависимости от размера доли фактически целиком и полностью принадлежит Потанину и его компани», — сказал Антон Именнов «Коммерсанту».
Автор: Алина Александрова
* - выполняет функции иностранного агента