1 июля Банк России запустил новую антиотмывочную платформу. Теперь клиенты-юрлица банков будут ранжироваться по трем категориям. Бизнес из «красной зоны» получит вечную блокировку. Кто рискует?
В пятницу заработала антиотмывочная платформа «Знай своего клиента» или ЗСК (Know your client — KYC) для банков, которую ЦБ создавал четыре года. К ней обязаны подключиться все кредитные организации страны — для оценки своих клиентов (юрлиц и ИП) на причастность к проведению сомнительных операций по новым правилам и обмена этой информацией с ЦБ.
KYC ранее прозвали «Светофором» за то, что делит клиентов на три категории — «красную», «желтую» и «зеленую». Оценку должен давать и банк по своим критериям, и ЦБ на основе агрегированных данных (в том числе, от ФНС и Росфинмониторинга). В последней версии программы цветовой код официально сменили на названия высокорисковая, среднерисковая и низкорисковая группы.
«Красная» зона означает отказ в банковском обслуживании и возможное расторжение договора. Разрешаются операции только для поддержания жизнедеятельности. Обкатка платформы на 30 банках (ведется с декабря) эту оценку подтвердила. «Желтая» зона — компании, ведущие реальную экономическую деятельность, но допускающие сомнительные операции. Такие компании попадают под особый надзор. Полная остановка транзакций и отказ в выдаче средств к ним применяться не будут.
«Зеленых» компаний на рынке 99%, предполагают в ЦБ. Блокировка операций между ними не допускается — риск ограничений возникает только при расчетах с сомнительными контрагентами.
Компании зеленой и желтой зон могут неограниченно запрашивать банк о своем статусе, «красные» банк обязан извещать о нем в течение пяти рабочих дней. Проблемные клиенты смогут реабилитироваться перед банком, предоставив подтверждающие документы, или обратиться в межведомственную комиссию при ЦБ по «черным спискам».
Сложнее всего придется компаниям из «желтой» зоны:
Средний уровень риска — это клиенты, у которых есть реальный белый бизнес, и они к нему подмешивают серые потоки. ЦБ этот подмес определяет гораздо лучше, потому что такие клиенты проводят расчеты рассредоточенно по разным кредитным организациям, — рассказал источник в ЦБ.
Для добросовестных клиентов и обслуживающих их банков платформа, скорее, благо, отмечает The Bell. Банки смогут прикрыться «зеленой» оценкой ЦБ, снизить затраты на комплаенс и запрашивать у клиентов меньше подтверждающих документов.
Главным вопросом к системе остается механизм реабилитации, учитывая, что статистика решений межведомственной комиссии при ЦБ закрыта, рассмотрение заявлений клиентов происходит без их участия.
У внедрения платформы была сложная судьба, сообщал DK.RU. ЦБ дважды вносил в Госдуму законопроект, регулирующий ее работу. В процессе рассмотрения банки добились отмены положения о безусловном отказе в проведении операций.
Несколько лет назад ЦБ обязал банки вести налоговый контроль корпоративных клиентов — для раскрытия схем ухода от налогов. Участников рынка такая перспектива не радовала: новые риски и издержки регулятор не компенсирует. Комментируя ситуацию для DK.RU, они говорили, что дублировать функции налоговой службы на уровне банков не имеет никакого смысла.