Меню

«Если в производстве есть заказные детали, всегда надо иметь двух-трех поставщиков»

Иллюстрация: DK.RU

Секрет импортозамещения из истории небольшого предприятия, где работает около 20 человек и применяется преимущественно ручной труд, но география поставок — вся Россия и страны СНГ. Репортаж из цеха.

Предприятие «Севада» работает на рынке оборудования для спецтехники с 2015 г. Здесь производят сидения для более чем 10 наименований спецтехники: тракторов, экскаваторов, грейдеров, катков, кранов, автобусов, манипуляторов и так далее. Занять свою нишу на рынке удалось за счет того, что компания сотрудничает не только с производителями, но берется и за индивидуальные заказы от собственников спецтехники, даже самые необычные. Китайцы и турки делают дешевле, а «Севаде» удается делать быстрее и качественнее.

С чего все началось?

Все началось с одного заказа, а потом «затянуло», рассказывают руководители компании. Они не разглашают размер уставного капитала. Отмечают, что это коммерческая тайна. Но поясняют, что обходились своими средствами, кредитов не брали. С самого начала они сотрудничали с Фондом поддержки предпринимательства. 

Валерий Пиличев, директор Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства:

— Предприятие «Севада» является давним партнером нашего фонда. Изначально они к нам обращались по образовательным проектам. Сейчас, когда компания уже вышла на зарубежные рынки, она очень плотно взаимодействует с нашим фондом «Центр поддержки экспорта». То есть мы помогаем в получении сертификатов, в переводе сайтов, с организацией бизнес-миссий, бизнес-контактов и подбором партнеров. В основном они экспортируют свою продукцию в Белоруссию, Казахстан, Узбекистан. В свое время экспортировали в Европу, но сейчас есть определенные сложности с логистикой.

Как устроено производство?

Здесь в основном применяется ручной труд. Предприятие расположено в небольшом помещении, где проходит весь цикл производства: делаются мягкие части сидения, отшиваются чехлы, производится сборка всех комплектующих, оснастка дополнительными функциями, например, такими как подогрев сиденья и датчик присутствия оператора.

Александр Никитин, технический директор ООО «Севада»:

— Мягкие части сидений — спинка, подушка-подголовник, отливаются в специальной пресс-форме высокого давления. Сначала она обрабатывается маслом, чтобы ничего не прилипало. Заливают туда два компонента — изоцианат и полиол, они предварительно смешиваются. Пресс закрывается, внутри образуется пена, которая расширяется и заполняет все пространство пресс-формы. Через пять минут получается готовое изделие.

Потом необходимо помять получившуюся подушку, чтобы два компонента разошлись, сиденье было без уплотнений. Если потрогать руками, оно в одном месте мягкое, в другом — жесткое, чтобы оно было однородным, его нужно помять или отбить. Делается это обычным молотком.

В специально отведенном помещении, пошивочном цехе, выкраиваются и отшиваются чехлы на кресла. По желанию заказчика на них может наноситься вышивка. Затем чехлы натягивают на мягкие части сидения. Делается это также вручную. После этого на сидение можно установить датчик присутствия оператора. Когда он покидает рабочее место, датчик срабатывает и техника глохнет. Сюда же устанавливается система подогрева, она также российская.

Пресс-форма для заливки мягкой части сидения

Мы делаем порядка 20-25 комплектов сидений в месяц. Продаем на тракторные заводы. Ближайший — Челябинский тракторный завод, но продаем и по всей России. Если взять готовые комплектующие, то одно сиденье можно сделать в течение 20 минут. В месяц мы производим 300 сидений с дополнительными функциями. Но мы постоянно наращиваем производство, поэтому что будет дальше — сказать сложно.

Что мешает выйти на следующий уровень? Какие есть преимущества перед конкурентами?

Здесь оказалось важным всегда иметь несколько поставщиков одного изделия, потому что кроме санкций всегда могут быть и другие, более банальные обстоятельства, из-за которых поставки могут прекратиться. Также для небольшого производства плюсами стали гибкость и клиентоориентированность. 

Сергей Масленников, генеральный директор ООО «Севада»:

— Наш основной потребитель — это страны бывшего Советского Союза, основные конкуренты — Китай и Турция. Когда начался рост цен на металл, за три месяца цена у нас подскочила в два раза, а на китайском рынке осталась прежней. 

Поэтому сбыт продукции в Казахстан пока остается на уровне мелкосерийного — 10-15 кресел в месяц. Если работать более масштабно, то объем поставок может увеличиться до 200-300 кресел. Но превалирующая часть территории Казахстана намного ближе к Китаю, чем Cвердловская область, поэтому географически мы также проигрываем. Что касается российского потребителя, то тут мы в выигрыше. Китайское сиденье будет идти три месяца, а мы соберем в течение дня.

Готовую мягкую часть сидения достают из пресс-формы

Сейчас все больше интересуются российским производством. У нас иностранные комплектующие используются по минимуму. Каркас сидения из Свердловской области, компонент для изготовления мягкой части сидения мы покупаем во Владимире, ткань — в Тольятти. Фактически наши сиденья на 95% на выходе получаются российскими.

Стоимость одного кресла начинается от 15 тыс. руб. Один из самых дорогих и необычных заказов — сидение из натуральной кожи для навороченного вездехода. Владельцу оно обошлось в 70 тыс. руб., из которых 30 тыс. стоила обивка.

Из нестандартных заказов, осложненных индивидуальными требованиями заказчика, также можно отметить сидения с вырезами между ног для погрузочных кранов, которые стоят в портах, чтобы оператор мог видеть, что происходит внизу.

Сиденья зачехляются вручную

Все наши кресла управляются не автоматически, а с помощью механики. От этого они только надежнее. Механическая система подрессоривания закрывается кожухом. С помощью трех рычагов кресло можно отрегулировать по высоте, по весу, чтобы можно было гасить колебания дороги, по положению внутри кабины. Чем кресло для оператора проще, тем надежнее. В технике такого рода — это плюс.

Александр Никитин:

— Мы стараемся быть клиентоориентированной компанией, то есть беремся за любой заказ, от одного сиденья до серийных поставок. Некоторые компании не рассматривают единичные заказы или делают их очень долго, что не совсем удобно для розничных клиентов. Мы стараемся быть быстрее, оставаться в цене рынка и поставлять качественный продукт.

Что касается работы с заводами, здесь есть свои сложности и свои требования. Необходимо сначала согласовать кресло в чертежах, поставить опытное изделие. Далее заказчику отправляется небольшая партия, потом уже налаживаются серийные поставки.

Есть иностранные производители, на которых мы ориентируемся. Подглядываем, пытаемся внедрить в наш продукт лучшие технологии. Конечно, санкции сказались на нас, как и на всех. Есть детали, которые производятся только за границей, есть сложности в поставках, но процесс идет, и мы работаем. В любом случае, никогда нельзя отдавать все одному поставщику. Мы всегда старались и сейчас стараемся, чтобы у нас было 2-3 поставщика деталей, которые делаются на заказ. 

Читайте также на DK.RU: За 4 месяца в Свердловской области запустили 8 импортозамещающих производств.