На что ориентироваться продавцам OZON и Wildberries сегодня, когда параллельный импорт уже законодательно закреплен, а россияне начинают присматриваться к новым именам и маркам?
Лео Шевченко, официальный амбассадор маркетплейса OZON, CEO школы «На Маркетплейсах с Лео Шевченко», входящую в топ-20 лучших онлайн-школ по версии РБК и GetCourse, рассказал DK.RU о том, что сейчас происходит с рынком маркетплейсов России и на что тем, кто продает через эти площадки, обращать внимание в первую очередь.
— Спрос на бренды, покинувшие Россию, требует соблюдения некоторых правил, которые имеет параллельный импорт. Это и изменение логистических схем, разработка альтернативных маршрутов, изменение специфики сервисной гарантии — и многого другого, что делает товары дороже. Но россияне готовы покупать товары разных категорий, поэтому маркетплейсы не просто адаптируются под новые реалии, но и усиливают свою клиентоориентированность и устойчивость. Клиентами маркетплейсов, в первую очередь, являются не столько покупатели, сколько продавцы.
Над чем следует задуматься, становясь продавцом на маркетплейсе
— Весь процесс можно разбить на несколько этапов: иметь данные о существующем или потенциальном спросе на каждую категорию товара, рассчитать объем заказа, договориться с производителем и получить гарантии того, что заказ поступит в нужное время по установленной стоимости.
Но в нашей ситуации риск получить заказ не вовремя или плохого качества достаточно высок. Поэтому следует для себя определить, каким образом измерить эффективность основных операций, где найти хороших и недорогих поставщиков, вычислить всех подрядчиков и субподрядчиков, какое время придется потратить на весь процесс в целом и поэтапно. Также уделить время максимальной автоматизации и быть готовыми к решению возможных проблем.
Контроль ситуации на рынке
— Метрики — то, что позволяет видеть рентабельность, долю выкупа, траты и прочие показатели эффективности. Они являются основным инструментом при выборе товара для продажи. Вы должны видеть ситуацию полностью, а не отдельные цифры. Если брать в расчет только динамику продажи, но не понимать причину — плохие отзывы, событие (например 1 сентября при продаже школьных бантов для девочек) или стоимость, то можно потерять деньги.
Читайте также: В России для ремонта гаджетов начали разбирать технику
Что не так с выручкой
Выручка — не показатель успешности бизнеса. Она может расти из-за поднявшегося спроса — в августе на белые банты для девочек-школьниц или новый модный тренд… В таких ситуациях расходы могут превышать выручку, если не будет правильно выстроена вся структура продаж. Чтобы такого не происходило, следите за метриками.
Инструменты отслеживания
— ERP-система (1С) выдает логистические, производственные, финансовые показатели, а также логистику. BI-система объединяет всю информацию в одну картину.
Эти и другие инструменты полезны для понимания самых маржинальных товаров, управления вложенными деньгами.
Короткие циклы и кризис
— В нестабильной экономической ситуации не стоит планировать продажи одной категории товаров в долгую. Новые риски могут обнулить вложения, и даже вогнать продавца в долги. Постоянно нужно искать новые ниши и новые товары. Такая тактика позволяет сократить количество неприятных сюрпризов.
Для того, чтобы отслеживать, как обстоят дела у конкурентов, существует много разных систем, которые собирают данные несколько раз в сутки и выдают полную картину. Одновременно нужно следить за курсами валют, процессами в экономике страны и подстраивать свою стратегию продаж под быстро меняющиеся обстоятельства. Параллельный импорт тому пример — дефицит товаров покинувших Россию компаний создал ажиотаж на маркетплейсах.
Ранее на DK.RU: Китайские смартфоны и планшеты захватят 90% рынка РФ. Новые имена на рынке