«Нельзя изготавливать дизели на станках с ЧПУ, а компоненты для пассажирских самолетов — на предприятиях общемаша». Директор МЗиКа — о том, почему процесс импортозамещения в стране идет неправильно.
Последние годы для предприятий оборонно-промышленного комплекса проходят под эгидой диверсификации: к 2025 г. они должны производить не менее 30% высокотехнологичной гражданской продукции, а к 2030 г. их доля должна составить 50%. Весной представители науки высказывали предположение, что именно ОПК благодаря своим компетенциям сможет помочь гражданским предприятиям заместить импортные технологии. Как оказалось, такая надежда была и у самих промышленников.
По словам президента Союза предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской области, гендиректора Машиностроительного завода им. Калинина Николая Клейна, предприятия из разных отраслей обращались к нему с просьбой наладить производство компонентов или деталей взамен импортных, но он отказался. На полях международной промышленной выставки ИННОПРОМ он объяснил, почему нельзя привлекать к такой работе предприятия, которые на этом никогда не специализировались, и как выстроить работу по импортозамещению так, чтобы не выкинуть кучу денег на ветер:
— Импортозамещением мы занимаемся давно. По военной тематике мы плотно работаем с Минпромторгом, Минобороны, госкорпорациями. Система отлажена, на этом останавливаться не буду.
По гражданской продукции мы тоже занимались импортозамещением раньше, еще до 24 февраля. Если бы приступили к этой работе только несколько месяцев назад, провал по выпуску гражданской продукции у нас бы был минимум 2-3 года.
Мы рассчитываем, что все импортозамещение по гражданке к концу года завершим. Но пока у нас есть проблемы с рядом импортных узлов, компонентов, блоков.
Многие знают, что мы выпускаем коммунальные машины. Будем надеяться, что они действительно лучше и дешевле, чем у других российских производителей. Мы делаем ричтраки, штабелеры, транспортировщики паллет, электрические погрузчики. Практически во всей линейке применяются асинхронные двигатели.
В России практически не выпускают хорошие асинхронники. Поэтому раньше мы возили их из Германии, потом — из Италии. Оказалось, что у нас в Каменске-Уральском есть завод Уралэлектромаш, который делает отличные асинхронники. Мы знали о том, что предприятие существует, но не знали о высоком качестве их продукции. Они сделали для нас партию таких двигателей — продукция успешно проходит испытания.
Нужно замещать аккумуляторные батареи, литий-ионные аккумуляторы, систему управления. На коммунальных машинах мы использовали систему американской разработки, которую поставляла Болгария. Болгария поставки прекратила. Сейчас такие системы управления начинают разрабатывать у нас на Урале, и мы надеемся, что и они будут не хуже импортных.
Читайте также на DK.RU: «Сейчас, когда товары из Европы недоступны, наша продукция конкурирует только с китайской»
Кроме этого, мы подключаемся к импортозамещению компонентов для других промышленных предприятий Свердловской области, уже не связанных с оборонкой. Нам говорят: «А можете сделать? У вас же есть все оборудование, станки с программным управлением». Можем, только это не профиль нашего предприятия, и нельзя делать на одном и том же оборудовании все подряд.
Я часто слышу фразу «На Урале мы можем делать все». Да, можем. Но это будет очень дорого. Сейчас мы будем делать управляемый мост на коммунальную машину, который раньше поставляли из Италии. Мы пытаемся сделать так, чтобы его стоимость была не выше, чем у итальянского. Пока не получается. Поэтому будем узнавать, кому еще нужны эти управляемые мосты, и если сделаем производство серийным — тогда цена продукции будет конкурентоспособна.
Ко мне приходило пять-шесть писем с предложением разместить на Заводе им. Калинина производство дизелей. И я объяснял, что дизели — это не наш профиль. Для этого требуются специальные агрегатные линии, их нужно закупать за рубежом либо изготавливать на предприятиях РФ. Нельзя их изготавливать на станках с программным управлением. Это будут золотые дизели.
А что творится в авиации? Недавно вице-премьер России Юрий Борисов озвучил планы по серийному выпуску МС-21, ТУ-214, самолета «Байкал». Ко мне посыпались письма с просьбой изготовить детали шасси, часть деталей крыла, гидравлику. Я отказался.
Единственные, кому я пошел на встречу — это Уральский завод гражданской авиации, у которого резко увеличился план. Я согласился сделать 100 с лишним комплектов деталей, потому что во времена СССР Завод им. Калинина долгое время был предприятием авиационной промышленности, и сохранил некоторые компетенции. Но я даже не рискую выходить на заказы по гражданской авиации. Там свои отраслевые стандарты, которые не применяются на других предприятиях. Там особые требования к материалам. Поэтому изготавливать на предприятиях общемаша детали для пассажирских самолетов — опасно.
Читайте также на DK.RU: Правительство ждет от УЗГА почти 300 самолетов к 2030 году
Сейчас предприятиям авиапрома нужны поставщики, у них не хватает собственных мощностей. Но нужно не рассылать веером заявки на все предприятия, а возрождать производство на заводах, которые занимались этим раньше. Для этого Минпромторг должен брать процесс импортозамещения в свои руки. И это должна быть не кампанейщина, а системная работа.
Проблемы с деталями и компонентами есть не только у нас и на предприятиях авиапрома. Те же асинхронные двигатели нужны десяткам предприятий на территории всей России. Многие сейчас нуждаются в гидравлике. Если эту продукцию одновременно будет осваивать большое количество предприятий, мы ни к чему не придем.
Помните, как было с аддитивными технологиями? В какой-то момент все бросились заниматься машинами для 3D-печати. Вложили деньги в разработку документации, изготовление опытных образов, отладку технологии. А к настоящему моменту осталось только несколько предприятий, которые серьезно занимаются производством 3D-принтеров — настоящих, а не для пластмассы.
Чтобы не повторять ошибок, нужно частично возродить Госплан по импортозамещению, определиться, каким предприятиям какие детали сейчас нужны. Хотя, конечно, все основные болевые точки уже известны. Теперь Минпромторг должен выбрать головные предприятия по каждому направлению, чтобы избежать излишней конкуренции. Только тогда мы сможем справиться с импортозамещением и не выкинем кучу денег на ветер.
Читайте также на DK.RU: За 4 месяца в Свердловской области запустили 8 импортозамещающих производств