Россияне стали меньше тратить в магазинах. Промоакции — единственный способ мотивировать людей на совершение покупок. «Экономное» потребление может привести к возникновению дефляционной спирали.
Люди стали меньше покупать товаров по обычным ценникам. По данным исследования мониторинговой компании NielsenIQ, на которое ссылается Коммерсант, доля продаж продуктов и товаров повседневного спроса (FMCG) по акционным ценам достигла в июле 48% — это максимум с начала года. Самый заметный прирост доли промо в летние месяцы был в продажах детских влажных салфеток и молочных смесей для младенцев — 19 % и 18 %. Доля продаж растворимого кофе по акции выросла на 14 %, дезодорантов и чистящих средств — на 13 %, туалетного мыла — на 12 %. Эксперты утверждают, что акции сейчас становятся единственным способом мотивировать население покупать товары.
Возможно, в скором времени ритейлеры начнут запускать какие-то новые программы лояльности, чтобы удержать покупателей. В то же время аналитики предупреждают: «желтые ценники» могут также быстро исчезнуть, как и вернулись в начале лета. Это связано с тем, что еще не все производители наладили логистику и продолжают испытывать трудности с поставками сырья.
Ранее исчезновению промо способствовало резкое ослабление рубля и высокий спрос. С одной стороны, производители перестали предоставлять торговым сетям скидки, ссылаясь на возросшую себестоимость товара из-за подорожания сырья и упаковки. С другой, ажиотаж со стороны россиян на некоторые продукты (например, сахар, кофе, чай, бакалею) привел к тому, что и ритейлеры стали отказываться от собственных промоакций. Теперь ситуация поменялась: мало того, что укрепился рубль, так еще и покупательская активность резко снизилась — россияне предпочитают экономить.
Власти опасаются дефляционной спирали — ситуации, когда люди мало покупают, что приводит к снижению поступлений денег непосредственно в производственный сектор. В итоге заводы сокращают людей, растет безработица, уровень жизни падает — люди покупают еще меньше товаров и тратят мало денег. Далее все повторяется по кругу.
Ранее на DK.RU: «Голода точно не будет, но цены на товары могут расти». Эксперты рассказали, как рынок продуктового ритейла перестроил свою работу из-за санкций