В некоторых регионах дефицит особенно заметен. Эксперты сходятся во мнении, что по большей части проблема в низкой зарплате при больших нагрузках.
В большинстве федеральных округов России не хватает учителей, педагогических работников и руководителей школ. Число вакансий в общеобразовательной сфере России превышает число занятых в ней работников на 3,1%, пишет «Коммерсантъ». В профильном профсоюзе объясняют, что проблема в низких зарплатах при большом объеме работы.
Эксперты Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС исследовали данные Минпросвещения о вакансиях в этой сфере. Оказалось, что наименьший дефицит специалистов был зафиксирован в Северо-Кавказском (1,2%), Приволжском (2,5%) и Центральном (2,1%) федеральных округах, наибольший — в Южном федеральном округе (4,8%). На Дальнем Востоке показатель составил 3,5%, в Северо-Западном регионе — 4,6%, в Сибирском — 3,6%, на Урале — 4,4%.
Сильнее всего не хватает педагогов: число незакрытых вакансий превышает число занятых на 2,9%, дефицит учителей и руководителей составляет 1,9%. Особенно сильно нуждаются в учителях школы Дальнего Востока. Руководящих кадров для школ сильнее всего не хватает в Северо-Западном округе.
Эксперты РАНХиГС считают, что региональные различия могут объясняться разницей в зарплатах между субъектами РФ. В 2021 г. разброс их значения «был существенным» и отличался по отдельным регионам в пять раз. Больше всего специалисты сферы образования могли заработать в Чукотском и Ямало-Ненецком автономных округах и в Москве (более 100 тыс. руб.), меньше всего — в Чечне, Ингушетии и Кабардино-Балкарии (чуть больше 20 тыс. руб.). Отношение средней зарплаты в отрасли к средней для экономики региона также варьировалось от субъекта к субъекту и составляло от 84,4% в Забайкальском крае до 124,1% в Москве.
Оргсекретарь профсоюза «Учитель» Ольга Мирясова так комментирует ситуацию:
Чаще всего учителей не хватает в крупных и средних городах, где существует хоть какой-то рынок труда и можно найти другую работу. В деревнях зачастую такого выбора просто нет, а в Москве и Санкт-Петербурге большинство школ имеет возможность нанимать специалистов на конкурентных условиях, так как оплата труда неплохая. Чтобы в регионе могли платить, например учителю, зарплату выше средней, ему необходимо дать две ставки и классное руководство.
Пилотный проект по повышению зарплат учителей, который должен был стартовать этой осенью в Белгородской, Нижегородской, Сахалинской, Ярославской областях и в Мордовии, отложен на неопределенное время, говорит Ольга Мирясова, ссылаясь на то, что пока учителя не получали приглашений принять в нем участие. В Минпросвещения этот вопрос не комментируют.