Меню

До зимы цены на авто снижаться не будут: у дилеров есть запас на складах. А что дальше?

Иллюстрация: DK.RU

АвтоВАЗ пока сосредоточится на упрощенной Granta, обещанный рост «китайцев» не оправдывается, а проблемы с «параллельным импортом» не решены. Однако не все на авторынке плохо. Прогноз на DK.RU.

Российский авторынок переживает самый сложный период за всю его новейшую историю. Всего за I полугодие было реализовано 370 тыс. автомобилей, три четверти (277 тыс.) которых было продано в первые три месяца 2022-го. Главные причины сегодняшнего кризиса авторынка остаются прежними — дефицит автомобилей и высокие цены при низких доходах населения. 

Незначительный прирост рынок показал только в июне, переломив, наконец, нисходящий тренд. В первый летний месяц было реализовано 27,8 тыс. новых автомобилей. И хотя это на 82% меньше, чем годом ранее, рост на 14% (по сравнению с маем) обнадеживает.  В качестве драйверов роста выступили такие факторы, как стабилизация курса рубля и прекратившийся рост цен, снижающиеся ставки по автокредитам и гибкость автодилеров, возобновивших поддержки продаж, введенных по F&I и trade-in.

Денис Швейцаров, управляющий директор департамента развития продаж автобизнеса «Открытие Авто», специально для DK.RU рассказал, что дальше будет с авторынком: ждать ли новых автомобилей, пользуется ли популярностью «упрощенная» продукция АвтоВАЗа и какие иностранные бренды будут продаваться в ближайшие месяцы.

Лидеры и аутсайдеры

— В июне дилеры Lada смогли продать 7,5 тыс. новых автомобилей (-81%). Лидером по популярности осталась Granta — 3 305 машин (-77%). Основу продаж модели составила базовая версия Classic, которую лишили систем безопасности и удешевили до 678 тыс. руб. В ряде салонов за такой «оптимизированной» машиной выстроилась очередь до сентября.

Марки Kia — 3,7 тыс. а/м в июне (-80%) и 45,6 тыс. (-58%) за полугодие и Hyundai — 2,7 тыс. а/м в июне (-86%) и 39,8 тыс. штук за январь-июнь (-56%) поддерживали российский бизнес в основном за счет калининградского производства. Здесь, как известно, «корейцы» выпускают большинство моделей для нашего рынка. В сложившихся условиях они делали это довольно успешно. Настолько, что в топ-25 моделей восемь имеют корейские «фамилии».

В десятке лучших по продажам марок за шесть месяцев еще можно было найти ряд «европейцев». Так, Volkswagen реализовал 14,5 тыс. а/м (-72% к I полугодию 2021-го). Примерно те же результаты у Skoda — 14,6 тыс. а/м (-72%). Последние запасы машин начали распродавать и дилеры Renault (28,2 тыс. а/м за 6 месяцев, -60%).

Однако авторитейлеры всех этих марок уже сейчас отмечают, что машин осталось немного и некоторым игрокам их хватит всего на месяц-полтора. Да и спрос стремится к нулю, так как клиенты начинают опасаться покупать «иномарки», на которые может исчезнуть гарантия от дистрибьютора или усилятся проблемы с запчастями.

Китай укрепляет позиции

Похоже, что лидерство Европы и Японии на данном этапе уходит в прошлое. На место машин из этих стран приходят «китайцы». Причем для этого последним хватает текущих объемов продаж, хотя в количественном отношении продажи оказались заметно скромнее по сравнению с прошлым годом. Три ведущих чайна-марки (Haval, Chery, Geely) продали за полугодие 30,7 тыс. автомобилей и завоевали почти 90% нашего рынка брендов из Поднебесной.

Стабилизация цен

В июне цены на новые авто, наконец, стабилизировались (по данным Russian Automotive Market Research, из «двадцатки» наиболее востребованных на сегодня на нашем рынке автомобилей в течение июня ни один не подорожал), но сильно снижаться не спешат. Авторитейлу при этом приходится жить с ценами, которые по сравнению с январем текущего года выросли в среднем от 20 до 60%.

Успели подешеветь только Lada Granta (налажен выпуск упрощенных моделей) и Skoda Rapid.  Cнижение цены по последней модели (-14% за июнь, до 1,28 млн руб.) объясняется очень просто: новых поставок по Skoda нет уже несколько месяцев, машин осталось немного. Но самое главное — до сих пор непонятно, продолжит ли дистрибьютор в России бизнес, будут ли обеспечены дальше полноценная гарантия и поставки запасных частей. На фоне таких опасений даже имеющиеся машины клиенты стали покупать хуже.

Возможно, такие же процессы мы вскоре увидим по Volkswagen Polo (1,82 млн руб., +44% за полугодие, +0 за июнь), а также по Renault Logan (1,33 млн руб., +38% за полугодие, +0 за июнь) и Duster (1,95 млн руб., + 40% за полугодие, +0% за июнь). Для автомобилей с «жуком» на радиаторе все чаще начинает наблюдаться дефицит запасных частей, а «французы», объявив об уходе из нашей страны, по сути, бросили своих российских поклонников.

Не спешили уменьшать в июне взвинченные прежде цены и продавцы седанов B-класса — Lada Vesta (1,38 млн руб., +24% за полугодие), Kia Rio (1,59 млн руб., +36%) и Hyundai Solaris (1,59 млн руб., +42%).

Наиболее заметными «аппетитами» в части ценников за первое полугодие отметились «китайцы»: Haval Jolion и F7, Geely Coolray и Chery Tiggo 8 Pro. В этом сегменте подорожание за полгода составило от 44 до 66%.

В целом, за исключением заводов АвтоВАЗ, УАЗ, ГАЗ и Haval, производители пока не спешат возобновлять сборку. Поэтому полноценное насыщение рынка моделями других производителей в ближайшие месяцы едва ли возможно. Усложнение и подорожание логистики, общий дефицит машин и компонентов в мире и, наконец, сложности с «параллельным импортом» — все это не позволит ценам начать сколько-нибудь существенно снижаться в перспективе нескольких ближайших месяцев.

Не стоит рассчитывать и на щедрость дилеров. По разным оценкам, в России на складах остается от 100 до 120 тыс. новых автомобилей. Вплоть до зимы авторитейлеры будут продавать их, не спеша и «задорого», чтобы продлить жизнь этой сферы бизнеса и покрыть накладные расходы.  

Что ждет нас впереди

В последующие летние месяцы российский автопром продолжит приспосабливаться к новым условиям, китайские бренды постараются закрепиться на российском рынке, а схема параллельного импорта потребует принятия ряда законодательных инициатив для ее эффективной реализации.

Основной игрок нашего рынка — АвтоВАЗ — из всей широкой палитры модельного ряда пока продолжит отгружать дилерам лишь упрощенные модели Granta. Речь идет всего о нескольких тысячах машин, которые мгновенно поглощает дилерская сеть из почти трехсот салонов. Вскоре должны начаться поставки «оптимизированных» версий Niva Legend и Largus. Однако пока вопрос, насколько они будут масштабными. Старт производства обновленной Vesta перенесен на 2023 год.

Другой важный сегмент рынка (китайских производителей) также пока не показывает бурного роста. Большая часть машин из Поднебесной у нас не имеет локального производства, а экспортируется. А из 12 официально представленных в России чайна-марок относительно стабильными продажами автомобилей в дилерскую сеть отметились лишь Geely, Haval, Chery и Exeed. И в этой сфере пока еще есть проблемы.

Есть и неразрешенные проблемы «параллельного» импорта. Дело в том, что в нынешнюю редакцию закона о таком ввозе товаров не включен пункт о том, что в ЭПТС не требуется согласие правообладателя. И даже если этот нюанс смогут вскоре поправить в нужном авторитейлерам русле, каналов поставки машин осталось немного уже сейчас.

Например, немало физлиц из Казахстана и Киргизии, которые помогают с завозом машин из этих стран, уже обеспечили себе контракты чуть ли не до конца текущего года. Кроме того, с целым рядом производителей дилерам порой «вручную» приходится договариваться о продлении ОТТС (одобрение типа транспортного средства). Без этого машины в нашей стране законно тоже не продать. Многие импортеры в «параллельном импорте», естественно, не заинтересованы, а значит, не будут тратиться на продление ОТТС.

Льготная программа кредитования

Главный положительный момент — во второй половине года спрос в авторитейле обещает стимулировать правительство — на 20,7 млрд руб. Деньги пойдут на льготные кредиты, лизинг, поддержку газомоторной техники и электромобилей.

Возобновленная программа льготного автокредитования и лизинга должна выступить одним из драйверов роста продаж новых автомобилей в условиях почти годового падения рынка.  Тем более что внесенные изменения в программу более чем своевременны.

Во-первых, увеличена сумма с 1,5 млн до 2 млн руб.  Последний раз ограничение по цене пересматривалось в 2020 г. А с учетом роста ценников на новые автомобили с начала года на 20-60% данный шаг выглядит более чем логичным.

Во-вторых, увеличение субсидии, конечно же, призвано простимулировать замерший из-за высоких цен и падения реальных доходов населения покупательский спрос в сегменте продаж новых авто. Субсидия в данном случае однозначно подтолкнет к такой крупной покупке отложивших ее ранее россиян.

В рамках общей концепции развития электротранспорта логично и предложение Минпромторга о господдержке в 35% от стоимости локализованного в РФ электромобиля Evolute.

Ожидается, что к концу 2022 г. в России реализуют в среднем 50 тыс. автомобилей по программе льготного автокредитования и 25 тыс. автомобилей по льготному лизингу. Программа должна простимулировать спрос, это факт. Прежние годы показали, что она реально работает. Теперь главное, чтобы этот спрос был удовлетворен.

>>> Читайте также на DK.RU: Автомобили из Китая уже подорожали на 50-70%. Как выбрать и купить до нового повышения