Предприятие «Стелла Про» поставляет отделочные материалы по России, а до недавнего времени продавало их и на Запад. Теперь пришлось развернуться в сторону Востока. Но готовы ли там к сотрудничеству?
Компания «Стелла Про» стремительно развивается, за прошлый год товарооборот практически удвоился. Но, как утверждает руководство, это не было потолком, «Стелла Про» собиралась расширять экспортные поставки. Однако европейские компании, с которыми она сотрудничала, ушли с рынка. Уральскому игроку пришлось переориентироваться.
На прошлой неделе в Екатеринбурге прошла реверсная бизнес-миссия с Республикой Узбекистан. Приехавшим бизнесменам показали 20 предприятий области, готовых поставлять продукцию на экспорт, среди них — «Стелла Про». Организатор — Свердловский областной Фонд поддержки предпринимательства.
DK.RU побывал на предприятии вместе с иностранными гостями. Рассказываем, как прошла встреча, что показывали бизнесменам, какое мнение у них сложилось о компании, намерены ли они сотрудничать и по каким направлениям.
Справка DK.RU
Перечень продукции: стеновые панели, интерьерные рейки, напольный плинтус, экраны для радиаторов, перфорированные изделия, перегородки.
В ближайших планах: импортозамещение некоторых видов продукции для домашнего декора, соответствующих по качеству и удобству продукции ушедшей «Икея»: рамки для фотографий, полки, зеркала, вешалки, наличники, тумбы под обувь, консоли.
О реверсной бизнес-миссии
Цель мероприятия — многомиллионные контракты для местного бизнеса. Предыдущая бизнес-миссия, организованная СОФПП, принесла уральским бизнесменам соглашения о поставках на $8 млн. Во время миссии иностранцам обычно показывают несколько предприятий региона из той отрасли, которая их интересует. Выгодны ли такие мероприятия Свердловской области?
Для чего проводится реверсная бизнес-миссия с Узбекистаном, что она даст региону?
— Мероприятие, которое сегодня проходит, работает в рамках Центра поддержки экспорта СОППФ. Это наша стандартная процедура, b2b-встреча между предпринимателями иностранной страны и предприятиями Свердловской области. Сегодня у нас с визитом представители шести узбекских компаний. В этот раз бизнесменов интересуют товары народного потребления и строительные материалы.
Они посетят порядка 20 наших компаний, которые покажут им свою продукцию. В идеале мы ожидаем, что будет заключено много-много экспортных контрактов. Надо сказать, если реалистично посмотреть, обычно из такого рода реверсных бизнес-миссий складывается пять-шесть контрактов. Плюс между людьми устанавливаются связи на будущее, и это тоже здорово.
С начала года Фонд провел два таких мероприятия. Одно из них — визит бизнесменов из Киргизии, их интересовали медицинские товары. Второе — аналогичная реверсная миссия из Казахстана. По итогам последней было заключено контрактов на $8 млн. Это очень хороший результат.
Какую цель в данной бизнес-миссии ставят для себя бизнесмены из Узбекистана?
— KOLBERG production — сеть гипермаркетов строительных материалов и товаров для дома, которая входит в состав KOLBERG GROUP. Это одна из крупнейших компаний товаров народного потребления, женской гигиены и бытовой химии в Узбекистане. Мы также занимаемся развитием розничных товаров и производства продуктов гигиены на территории Узбекистана. Наш холдинг был основан в 1998 г.
Мы уже взаимодействуем с другими регионами РФ, сюда приехали искать потенциальных поставщиков, которые бы заинтересовали нас и их товары были бы востребованы в нашей стране. В этом году мы уже были с аналогичным визитом в Ульяновске, Воронеже, в Санкт-Петербурге, Москве, и теперь у вас — в Екатеринбурге.
Почему представителей KOLBERG production заинтересовала «Стелла Про»?
Валерий Пиличев:
— Предприятие «Стелла Про» производит товары народного потребления, связанные с мебелью и строительством. Они уже три года сотрудничают с Центром поддержки экспорта СОФПП. Все это время они получали базовую консультационную поддержку, поддержку по поиску партнеров, участие в прямых и реверсных бизнес-миссиях.
Партнеров из Узбекистана интересует в первую очередь декоративная продукция для отделки и строительства, строительные материалы и предметы интерьера. Это как раз то, что производит «Стелла Про». Их заинтересовало также и то, что компания может производить декоративные элементы под запросы конкретно Узбекистана, с учетом их культурных особенностей.
О визите бизнесменов из Республики Узбекистан в компанию «Стелла»
Представителям Узбекистана показали три производственных цеха, склад и офис компании, который также выполняет функцию шоу-рума, так как отделан своими материалами. О том, как работает предприятие, рассказали директора и работники цехов. Узбекские бизнесмены после экскурсии высказали свое мнение относительно компании и перспектив сотрудничества.
Как себя позиционирует компания «Стелла Про», что здесь могут предложить гостям?
— Однажды мы решили начать зарабатывать деньги, как-то запомниться и проявить себя. В 2013 г. компания состояла из 2-3 человек. Сейчас нас около 300. Я и Александр делали все сами — покупали товар, грузили в машину, отвозили, принимали деньги. Таким образом начинали расти и развиваться, и пошло-поехало.
У нас были успехи на рынке Свердловской области, мы начинали работать с крупными игроками-клиентами, заключили хорошие контракты, стали дистрибьюторами в Свердловской области, затем в УрФО, постепенно наращивали обороты. То есть сначала мы были просто дистрибьюторами аналогичных декоративных строительных товаров, но, когда мы захватили определённую долю рынка, мы поняли, что нас как компанию уже узнают, и чтобы работать с такими игроками, как «Леруа Мерлен», «OBI», нам необходимо стать производителями. У нас получилось реализовать эту идею в 2018 г.
Мы начинали с 5 млн руб. уставного капитала, которых хватило снять базу, купить немного товара. По итогам прошлого года наш оборот составил более 1,5 млрд руб. В этот год мы себе ставим планку роста в 100%, хотим преодолеть отметку в 3 млрд руб. Доля экспорта сейчас небольшая — в районе 10-15%.
Производственные мощности позволяют наращивать темпы. Сейчас есть четыре действующие высокоскоростные линии, сбыт по продукции загружен на 50-60%. При некоторой модернизации мы сможем производить еще больше.
Мы позиционируем себя как динамично развивающаяся компания, у которой есть четко определенные, далеко идущие планы. Мы делаем упор на качество и всегда стараемся выполнять запросы клиентов, потому что понимаем, что интерьерные вещи всегда зависят от вкусов, а в данном случае от предпочтений, которые складываются внутри страны, имеют культурные корни. У нас есть опыт подобного сотрудничества. Например, при работе с Казахстаном мы создали специальную коллекцию «Астана», при работе с Татарстаном отошли от черно-белой гаммы, добавили красный и вишневый в цвета отделки.
Вы зависите от поставок сырья из Европы, из чего вы производите свои товары?
— Мы полностью работаем на российском сырье, за исключением некоторых компонентов. Сейчас российские заводы научились делать качественное сырье по международным стандартам. Класс эмиссии сырья у нас это Е1 и Е05. Е1 — это максимальный класс эмиссии. Его можно применять в детских садах, то есть оно абсолютно безопасно. После обработки наша продукция покрывается высококачественной финиш-пленкой. Пленка также производится в России по европейским стандартам качества и экологии.
Мы делаем предметы интерьера, которые сочетаются между собой. Например, экраны для радиаторов. Суть — маленькая коробочка, удобная инструкция, низкая цена, высокое качество. Вообще эти консоли можно применять по-разному. Можно сделать полочку, тумбочку и так далее. Размеры стандартные, но их несколько.
Экраны на радиаторы сейчас у нас в топе. Консоль подсмотрели в Европе — изящный и функциональный предмет мебели. Их очень любят дизайнеры, мы сделали первую партию, она разошлась как горячие пирожки.
Как изменилась география ваших поставок в последнее время?
Вячеслав Заботин:
— Сейчас среди наших клиентов уже числятся все крупные сети России. Также мы активно занимаемся освоением экспортного рынка. Порядка 10 стран уже сотрудничают с нами. Было достаточно много европейских стран среди партнеров, мы работали с Германией, Румынией, Эстонией, Латвией. Они ушли с рынка. Продолжаем работать в направлении Казахстана, Киргизии, Туркменистана.
Куда вы сейчас поставляете продукцию и сколько?
Вячеслав Заботин:
— Мы отгружаем в такие крупные сети, как «Леруа Мерлен», «Максидом», «Оби», «Касторама». В России это, в основном, Москва, Красноярск, Краснодар.
Германия у нас брала чаще всего интерьерную рейку. Последние машины, которые уходили на Германию и Прибалтику, увозили в основном 3D-панели, это было массово — 3 или 2 фуры за раз. Прибалтика в основном брала перфорацию, крышки, экраны, боковины.
Если говорить про весь товарооборот, то в среднем в день мы отгружаем со склада порядка 170 кубов товара. За последний год объемы отгрузок выросли в два раза.
Вы сталкиваетесь с какими-нибудь трудностями на фоне постоянного бурного роста компании и смены рынков сбыта?
Александр Исанбаев:
— Да, у нас есть трудности роста, то есть у нас много людей, много амбиций, нам не хватает квалифицированных людей во всех подразделениях, но особенно — в отделе продаж и на производстве. Государство, к сожалению, сейчас не выпускает специалистов для нашего рода производств. Нет таких специалистов, которые пришли и начали работать, обычно надо полгода поучиться.
На каждом предприятии, особенно на производстве, есть трудности, тем более сейчас. Наши поставщики испытывают сложности с импортным сырьём, есть перебои с поставками. Мы всегда работаем с несколькими поставщиками, чтобы наши клиенты не страдали. Да, сейчас стало немного сложнее, чем раньше.
Какие планы у компании на текущий год?
Александр Исанбаев:
— Увеличение выручки на 100%. На текущий момент около 15% товарооборота компании составляет экспорт. Плюс расширение целевой географии и переориентация на Восток. В первом полугодии компания переориентировалась на другие направления экспорта, в результате повысила свои продажи на рынке ЕАЭС за счет новых направлений — Армении и Туркменистана.
Кто помогает в процессе смены рынков сбыта?
Александр Исанбаев:
— В продвижении на новые зарубежные рынки компании помогает Центр поддержки экспорта Свердловской области. При участии ЦПЭ предприятие участвовало в выставках, получало правовое и иное содействие. В результате компания заключила экспортные контракты на поставку строительных материалов с покупателями из Армении и Туркмении, а также привлекла партнеров из республик Казахстан и Беларусь.
Понравилось ли гостям из Узбекистана на предприятии? Намерены ли они сотрудничать?
Уткир Баходиров:
— На данном этапе наша страна развивается очень бурно. В последние три года строится много жилых домов, офисов, школ, административных зданий. Население самое большое в Средней Азии — 38 млн человек. Рынок уже показал, что рост торговли очень высок, даже превышает наши надежды. Первый гипермаркет мы открыли в области. Он был испытательным, но оправдал себя, и мы открыли второй в Ташкенте.
Мы растем, планируем открыть в 2023 г. еще три гипермаркета. Ищем потенциальных партнеров. Сегодня мы убедились, что все очень технологично, здесь развивается очень хорошее производство. Те материалы, которые здесь выпускаются, очень востребованы в нашей стране. Мы также сами строим торговые центры, то есть у нас есть своя строительная компания. Я думаю, мы договоримся и сработаемся.
Читайте также на DK.RU: Торговый дом Узбекистана появится в Екатеринбурге.