«Сейчас одни не покупают электромобили, потому что для них нет зарядных станций, а другие не развивают инфраструктуру. Мы решили не ждать». Александр Мыкальников, «Терра-Ток».
В Екатеринбурге начали производить зарядные станции для электромобилей. Этим занялась группа компаний «Терра-Ток», которая известна на рынке как дилер трансформаторов итальянского завода Tesar и производитель шинопровода Bafen. В 2023 г. предприятие планирует ежегодно изготавливать порядка 300 быстрых зарядных станций (60-90 кВТ). Причем доля комплектующих собственного производства в таких станциях должна превысить 90%. О том, будет ли расти спрос на зарядную инфраструктуру для электромобилей и как нужно поменять нормативную базу, чтобы рынок развивался, DK.RU рассказал руководитель компании «Терра-Ток» Александр Мыкальников.
Ваша компания работает в сфере энергетики и электротехники достаточно длительный период. Почему решили заняться производством зарядных станций для электромобилей?
— С момента основания компании мы поставили себе цель: стать не просто торгующей компанией, а именно производителем оборудования, развить производство и занять лидирующие позиции. Практически с первых дней мы движемся в этом направлении. На сегодня мы имеем накопленные компетенции в области разработки электротехнического оборудования — токопроводящие и распределительные системы, оборудование для преобразования и передачи энергии от альтернативных источников энергии, электрооборудование для металлургии, работающее как на постоянном, так и на переменном токе. Разработка оборудования включает в себя как микроэлектронику, так и силовую электротехнику. Кроме этого мы сами производим все разработанное нами оборудование.
К развитию нового направления нас подтолкнуло несколько причин.
- Во-первых, рынок зарядных станций для нашей страны — новый, он только начинает развиваться. Мы видим в нем большой потенциал. Хотя, конечно, производство станций и комплектующих хорошо развито в других странах. В этой связи вместе с ожидаемым резким ростом спроса на станции ожидается и жесткая конкурентная борьба.
- Во-вторых, нам крайне импонирует сама философия и идея электротранспорта — это принципиально новый этап развития. Это не просто модернизация давно разработанной модели автомобиля, а принципиально новый подход в его построении, другие принципы работы, другие алгоритмы. Это продукт, который дает новое и огромное поле для деятельности и развития. Именно такие переходные этапы вдохновляют совершать какие-то открытия, развивать науку и технику.
- В-третьих, есть желание сделать первый шаг и подтолкнуть рынок электромобилей к развитию. Как известно, сейчас одни не покупают электрокары, потому что для них нет зарядной инфраструктуры, а другие не развивают зарядную инфраструктуру, потому что нет электромобилей. Мы решили не ждать, пока у нас будет достаточное число электромобилей и начали развивать зарядную инфраструктуру, делая тем самым свой вклад в придание инерции этому рынку.
Как решили вопрос с оборудованием для производства зарядных станций?
— Один из самых больных вопросов — это комплектующие для зарядных станций. Как показал опыт, особенно последних недель, в России много свободных ниш, в которых можно развиваться. Особенно актуальны новые проекты для сфер радиоэлектроники и микропроцессорной техники. В своем большинстве вся радиопромышленность ориентирована на оборонно-промышленный комплекс со всеми вытекающими последствиями: эта продукция либо недоступна, либо малоприменима в гражданских проектах. Но мы видим в этом потенциал для себя, а также возможность внести свой вклад в развитие этой отрасли. В наших планах достичь доли комплектующих собственного производства в зарядной станции более 90%.
Для нового производства пришлось искать кадры, или на предприятии уже были специалисты, которые способны разработать и подготовить конструкторскую документацию для производства зарядных станций?
— Повторюсь: к моменту разработки зарядных станций наше предприятие уже обладало накопленными компетенциями в областях либо пересекающихся с зарядными станциями, либо очень близких к ним. Это касается и кадрового состава. В нашей компании в отдельное звено выделена служба НИОКР: в ее состав входит группа конструкторов, электронщиков, программистов, инженеров АСУ, которая занимается разработками нового оборудования. Их потенциал позволил нам достаточно быстро получить первый опытный образец зарядной станции. Конечно, зарядные станции требуют и ряда специфичных компетенций, для покрытия которых нам пришлось расширять штат.
В России есть и другие компании, которые производят зарядные станции. Несколько таких проектов было представлено на ИННОПРОМе. За счет чего планируете выдерживать конкуренцию?
— Конкуренция действительно обещает быть сильной. На рынке достаточно много желающих производить станции и много кто их уже собирает. Но, в отличие от многих таких компаний, мы не только собираем оборудование, но и самостоятельно производим для него комплектующие. Наши производственные мощности позволяют проводить металлообработку, изготавливать электротехническое, радиоэлектронное оборудование, проводить испытание оборудования, также мы можем самостоятельно разрабатывать программное обеспечение. Большая часть конкурирующих компаний имеют сильные позиции только по узкому кругу компетенций: одни сильны в написании ПО, другие в электронике, третьи в сборке. Но очень мало тех, кто может закрывать все вопросы комплексно.
По официальным данным Автостата, электромобилей в Свердловской области сейчас совсем немного — около 200 шт. Будут ли зарядные станции востребованы в регионе, учитывая, что сейчас есть определенные сложности с поставкой автомобилей в страну?
— Зарядные станции однозначно будут востребованы в Свердловской области, это не вызывает никаких сомнений. Мы ожидаем, что спрос на них вырастет в ближайшее время. Учитывая потенциал региона и его географическое положение, по нашим ожиданиям, это произойдет в ближайшее время. Свердловская область — это транзитный узел, соединяющий западную часть страны и Дальний Восток, и по определению наша область обязана обладать развитой зарядной инфраструктурой.
Как показывает история, любой кризис, даже самый затяжной и тяжелый, имеет обычай заканчиваться. Кризис с поставками автомобилей начался уже давно. Начался он на фоне дефицита чипов, который охватил не только автопром, но и всю электронную промышленность в целом. В мире ведутся работы по наращиванию мощностей по производству микропроцессорной техники. По прогнозам, в ближайшее время дефицит нивелируется.
Тем не менее даже на фоне этого кризиса мы видим постепенный рост по продажам электромобилей. Мы видим, как открываются новые автосалоны, даже в пределах Екатеринбурга, которые специализируются на продаже электромобилей. Потребность не исчезнет, скорее, может возникнуть отложенный спрос. Тем более что электромобили становятся не просто модным движением — это неизбежное будущее.
Приходилось ли вам общаться с владельцами электромобилей? Испытывают ли они проблемы из-за нехватки зарядных станций?
— Наша компания совместно с Уральским федеральным университетом проводила мероприятия, на которых собирались представители различных структур и движений, связанных с электромобилями. В частности владельцы электрокаров. Их основная потребность — это установка быстрых зарядных станций на междугородних трассах, чтобы обеспечить возможность перемещения между городами.
Если в черте города еще можно найти место зарядки, то для перемещения по трассе им приходится тщательно прорабатывать маршрут, чтобы учесть все риски, связанные с невозможностью зарядиться в запланированном месте. Вторым по значимости можно назвать общественные точки интересов, особенно удаленные — туристические места, природные парки и т.п. На третьем месте — создание зарядной инфраструктуры в черте города, главным образом в общественных местах.
Пробовали ли вы договориться об установке своих зарядных станций в общественных местах, ТЦ? Готовы ли собственники этих участков предоставлять места для установки зарядных станций?
— Мы пытались договориться и установить свои зарядные станции в общественных местах, за свой счет, без вложений собственников. Надо отметить, что далеко не все на это соглашаются.
Владельцы торговых центров готовы рассматривать установку зарядных станций только на правах аренды. К сожалению, далеко не все готовы участвовать в развитии зарядной инфраструктуры и не у всех есть понимание, что на сегодняшний день и в ближайшем будущем зарядные станции — это, скорее, про идею, чем про заработок на заряде автомобилей. И только совместными усилиями возможно дать качественный толчок этому движению, которое позволит превратить идею в бизнес.
Надо отметить, что идейных людей и собственников, которые понимают неизбежность электромобильного будущего, становится все больше. Благодаря им в ближайшее время мы планируем установить три быстрые зарядные станции в черте города Екатеринбурга. Также активно участвуем в проектах в соседних регионах.
В какой поддержке со стороны органов власти нуждается ваше предприятие, чтобы производство зарядных станций и компонентов для них успешно развивалось?
— Первое и основное — изменение законодательной и нормативной базы, хотя бы на уровне региона. Важно закрепить в нормативах, чтобы при строительстве новых объектов планировалось место под установку зарядной инфраструктуры для электромобилей. Важно упростить и ускорить процесс выделения земли под установку зарядных станций, убрать все бюрократические барьеры, связанные с этим. Обеспечить доступность стоянок, оборудованных зарядной станцией, для владельцев электромобилей, путем запрета стоянки на них автомобилей с ДВС. Необходимо информировать горожан, что такое зарядная станция и почему владельцам обыкновенных автомобилей не нужно занимать эти места. В целом нужно заниматься популяризацией электротранспорта. В учебных заведениях расширить программу обучения по подготовке специалистов для работы с зарядными станциями.
На ИННОПРОМе замминистра промышленности области Игорь Зеленкин заявил, что к 2025 г. в области установят 14 новых зарядных станций совместно с МРСК Урала. Среди производителей будут проводить конкурс. Планируете ли вы в нем участвовать?
— Безусловно, нам интересно сотрудничество с МРСК в части поставок зарядных станций. Как только будет объявлен конкурс — мы будем в нем участвовать.
Ваше предприятие плотно сотрудничает с УрФУ. Почему именно с этим вузом и как давно развивается ваше сотрудничество?
— С УрФУ мы работаем достаточно давно. Этот вуз периодически выручает нас, когда нам необходимо провести какие-либо сложные расчеты, исследования. Большая часть нашей команды — это выпускники этого вуза, мы знаем его изнутри, знаем его подходы, принципы, идеи, нам это все очень близко. Зная подход университета к делу, мы всегда уверены в качестве, которое он выдает, — это и качество выпускаемых специалистов, и качество выполняемых работ. Мы знаем, что если в каком-либо документе (будь то диплом специалиста или научная работа) стоит штамп УрФУ (УГТУ, УПИ), то это гарантия высокого качества. Кроме того, в УрФУ есть люди, которые разделяют наши идеи.
Вы планируете создать совместно с УрФУ центр компетенций и лабораторию по исследованию работы зарядных станций для электрокаров. Что будут представлять собой эти структуры?
— Этот вопрос сейчас в проработке, идет сбор информации от всех заинтересованных лиц. УрФУ должен обозначить свои потребности, производители и эксплуатирующие организации должны обозначить необходимые им компетенции, а мы — сопоставить это со своими возможностями. Пока мы определились, что на базе УрФУ будет создана лаборатория, а мы начиная с этого лета уже стали брать к себе на практику студентов. Более подробный план по созданию центра компетенций будет позже.
>>> Читайте также на DK.RU:
Автомобили из Китая уже подорожали на 50-70%. Как выбрать и купить до нового повышения
«Элементная база в Китае отстает от передней волны технологий на 5-10 лет»