Захватившие рынок страны интернет-магазины, в которых можно купить практически все, часто просто невыгодны как площадка для бизнеса. Регулировать нужно в первую очередь распродажи, уверен эксперт.
C 1 марта 2023 г. маркетплейсы будут обязаны выполнять все требования к обороту товаров на своих площадках и нести ответственность за продажу контрафакта или непромаркированной продукции. Оператор системы «Честный знак» — Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) — завил, что это необходимая мера, ведь недобросовестные поставщики продают через маркетплейсы немаркированные товары неизвестного происхождения. Как DK.RU писал накануне, Wildberries решил ввести и собственную систему проверки оригинальности представленного на площадке товара. Это произошло после обвинений в том, что маркетплейс стал каналом сбыта контрафакта.
Что происходит на рынке и что еще необходимо взять под контроль госорганов? Ситуацию прокомментировал Лео Шевченко, официальный ambassador маркетплейса OZON, CEO школы «На Маркетплейсах с Лео Шевченко», входящую в топ-20 лучших онлайн-школ по версии РБК и GetCourse:
В последнее время сильно растет недовольство продавцов-селлеров по отношению к маркетплейсам. Причина в том, что маркетплейсы принуждают продавцов участвовать в акциях, а за отказ накладывают повышенную комиссию, по сути, скрытые штрафы. То есть решения принимаются в одностороннем порядке, хотя для продавцов и их бизнеса это не несет никаких профитов. Наоборот, снижает прибыльность и рентабельность всего бизнеса.
— Государство сможет регламентировать этот процесс через ФАС, и это пойдет на пользу продавцам. Сегодня маркетплейсы устанавливают правила, не обращая внимание на мнение селлеров. Причем коэффициент, налагаемый на продавцов, постоянно увеличивается, количество скидочных акций растет и селлеры с каждой такой акцией теряют в доходах. Но так как они уже подстроили весь бизнес под маркетплейсы, то приходится терпеть. Хотя с точки зрения рыночных отношений ситуация неоднозначная.
Например, какой-то товар продается за тысячу рублей. Маркетплейсы собирают данные, определяют, насколько он хорошо продается, смотрят скорость продаж и оборачиваемость, количество товара на складах. В среднем алгоритм такой: если мы отвезли 100 единиц товара, то они должны продаться за 30 дней. Если его раскупили меньше, чем за 30 дней, значит товар хороший, если дольше — то товар считается неликвидным и к нему надо применять инструменты распродаж и понижать цены.
Однако маркетплейсы, организующие акции, часто не обращают внимание на то, что выбирают товары с хорошей оборачиваемости, то есть те, стоимость на которые понижать нет никакого резона. И, казалось бы, логичнее поддержать своих продавцов, но от них требуют скидки на популярные товары. Просто потому, что маркетплейсу таким образом захотелось привлечь к себе дополнительный трафик покупателей.
Все понимают, что маркетплейсы борются за выгодную цену — чтобы она была ниже, чем у остального е-комма и даже у офлайн-ритейла. Но навязывание акций попросту незаконно, потому что при таком давлении невозможно соблюдать никакие РРЦ (рекомендуемая розничная цена), ведь маркетплейс постоянно вынуждает снижать ее в ущерб рентабельности.
Допустим, мы продаем футболку за 1000 рублей, маркетплейс предлагает акцию: ребята, снижайте стоимость до 800 рублей, и в этом случае мы снизим нашу комиссию на 5%. Если нет, то мы поднимем нашу комиссию на 10%. Максимальный процент маркетплейсов на одежду — 15%. И, если мы не собираемся участвовать в акции, то комиссия вырастет до 250 руб. с продажи одной футболки. А если согласимся, то получатся те же 750 руб. И вот акция прошла, следом пошла другая акция и маркетплейс сообщает: а вот мы подумали, и решили, что надо с 800 руб. снизить стоимость ваших футболок до 700 руб. Если вас не устраивает, то мы повысим комиссию на 10%. И теперь мы продаем товар со всеми комиссиями за 700 руб., получая 630 руб. выручки. И почти сразу от маркетплейса приходит третье предложение: делайте скидку еще на 100 руб., иначе получите дополнительные 10% комиссии. И мы продаем футболку, которая неплохо продавалась за 1000 руб., за 540 руб.
Маркетплейс, естественно не волнует, что купили мы ее за 500 руб., и что мы не зарабатываем, а, наоборот, теряем. Если поднять цену до 1500 руб. и таким способом обезопасить себя от акций, то маркетплейс сделает все, чтобы наши продажи стремились к нулю.
Акции должны быть добровольными, магазины можно премировать. Если мы не хотим участвовать в акциях, то селлерам не надо мешать продавать товары по их ценам. А маркетплейсы вводят акции, которые предусматривают бонус за рост продаж и штраф, если план по продажам не будет реализован.
Каждая последующая акция — это кратная потеря рентабельности. Если так будет продолжаться, то часть сектора точно уйдет с маркетплейсов. Несколько лет назад торговые площадки обещали нам горы, а сейчас используют, чтобы снизить цены для увеличения собственной прибыли. В ситуацию должно вмешаться государство. Но я уверен, что ничего подобного не произойдет, потому до сегодняшнего дня никакие санкции к маркетплейсам не применялись и применяться не будут.
Читайте также: Между маркетплейсом и ИП: товары из IKEA ждет либо сток, либо перепродажа