Меры господдержки IT-отрасли в 2022 г. стали самыми массовыми за последнее время. IT-компаниям предоставляют гранты на реализацию импортозамещающих проектов, а айтишникам дают ипотечные льготы.
В условиях высокого спроса на айтишников работодатели стараются удержать своих сотрудников и привлекать новых. Один из вариантов — программа well-being. Ее цель — повысить лояльность специалистов и удержать их внутри компании. О том, как well-being помогает бизнесу, рассказывает Александра Батина, HR-директор IT-разработчика Контур.
— Концепция well-being гласит, что наше общее благополучие состоит из пяти частей.
Физическое благополучие
Физическое благополучие подразумевает заботу о здоровье. Самый очевидный способ позаботиться о здоровье сотрудника — предложить ДМС, как это сделали в Контуре. Пакет услуг может увеличиваться в зависимости от стажа, например, через пять лет у сотрудника появляется возможность выбрать дополнительную программу страхования: стоматологию, страховку от несчастных случаев или онкострахование. Расширение возможностей страхования в зависимости от стажа поддерживает задачу по удержанию специалистов.
Также можно расширить страховку для всей семьи — это станет дополнительным плюсом. Мы стремимся к тому, чтобы создать атмосферу благополучия не только для самого сотрудника, но и для его близкого окружения. Помимо возможности застраховать своих родственников по корпоративным тарифам, мы предлагаем другие опции, распространяющиеся на членов семьи: материальную помощь и дополнительные отпуска при различных жизненных обстоятельствах, поддержку сотрудниц, находящихся в декретном отпуске, семейные корпоративные мероприятия. Такие программы повышают лояльность сотрудника через лояльное отношение его семьи.
На систему страхования в компании можно смотреть с разных углов. С одной стороны, ДМС и дополнительные виды страхования работают на привлечение и удержание специалистов. С другой — поддерживают определенный уровень жизни: сотрудники получают своевременную качественную медицинскую помощь, что позволяет вовремя предотвратить нежелательные последствия для здоровья.
Профессиональное благополучие
Профессиональное благополучие — это сразу несколько аспектов. Во-первых, интересные и развивающие задачи. В нашей компании это реализовано через возможность участвовать в кросс-функциональных проектах, индивидуальные планы развития сотрудников и систему внутренних переходов.
Во-вторых, комфортные условия для обучения и развития. В Контуре есть Корпоративный университет. Курсы в нем помогают новичкам влиться в компанию, а тем, кто работает давно, прокачать необходимые навыки и вырасти в должности. В 2022 г. Контур провел около 4 тыс. внутренних мастер-классов, тренингов, вебинаров и обучил более 75% сотрудников. Также сотрудники Контура посещают внешние конференции и курсы за счет компании.
В-третьих, признание достижений сотрудников. Подсвечивать их помогают внутренние программы признания. Например, в нашей компании есть программа «Одобрено.Контуром», куда можно номинировать коллегу из любого отдела и рассказать о его заслугах всей компании. Также мы организовываем профильные программы признания — например, премии среди HR-сообщества, сообщества писателей или аналитиков Контура. За победу в подобных программах сотрудники получают не только материальное вознаграждение и приятные призы, но и публичное признание от коллег и руководства компании. Вместе с тем остальные контуровцы узнают о крутых кейсах коллег, работе на результат и, главное, инструментах, благодаря которым удается решать задачи бизнеса.
Финансовое благополучие
В Контуре мы создаем матрицы компетенций с несколькими уровнями: джуниор, мидл, синьор. Такая система помогает сотрудникам расти быстрее, они чувствуют себя комфортно и понимают, что нужно сделать, чтобы получить новую должность, повысить грейд или взять новый проект. Также матрицы мотивируют сотрудников развиваться в направлении, актуальном для бизнес-целей компании.
В августе 2022 г. мы запустили внутренний курс финансовой грамотности. В нем будут основы грамотного управления деньгами, которые помогут научиться планировать бюджет и почувствовать финансовую безопасность. Такая мера закрывает базовые потребности в безопасности: сотрудник расходует меньше энергии на беспокойство в сфере личных финансов и направляет ее на рабочие процессы.
Эмоциональное благополучие
По данным исследования hh.ru, во втором квартале 2022 г. 54% сотрудников российских компаний столкнулись с эмоциональным выгоранием. Из этого следует, что компаниям важно помогать сотрудникам в психологическом плане. Основной способ, который поможет это сделать, — корпоративный или приглашенный психолог. История с корпоративным психологом для нас не нова. В штате Контура уже семь лет работает психолог, который проводит консультации в офлайн- и онлайн-форматах.
Во время геополитических изменений, которые начались в феврале, мы проводили несколько встреч с экспертами из «Ясно» и антикризисным психологом, который работал на местах катастроф. Сотрудники вовлекались в эти активности, всего эфиры с психологами посмотрели 1799 сотрудников, 124 из них написали комментарии, поделились впечатлениями и задали вопросы. Благодаря этим мероприятиям коллеги получили понятные инструменты, которые помогли справиться с тревожностью и избежать выгорания.
Чтобы сохранить эмоциональное благополучие сотрудников, важно также вовремя заметить изменения в настроении и состоянии коллег. Для этого мы проводим пульс-опросы, в которых сотрудники могут высказаться, поделиться состоянием и мыслями насчет рабочих процессов и задать вопросы HR-у или руководителю. Это помогает оказывать помощь очень быстро и поддерживать человека в моменте.
Социальное благополучие
Социальное благополучие включает в себя возможность взаимодействовать с окружающими людьми, поддерживать с ними отношения, сотрудничать и помогать. Здесь работодателю важно создать условия, в которых сотрудникам будет комфортно участвовать во внутренних инициативах, а также вовлечь их в социально-ответственные активности.
Например, в нашей компании часто проходят волонтерские акции. В мае этого года прошла серия экологических акций — сотрудники высадили около 1500 деревьев в разных городах. В этих инициативах наши коллеги активно принимают участие, интересуются ими и хотят помогать. Социально ответственные мероприятия позволяют сотрудникам чувствовать причастность к общему делу и достигать социального благополучия.
Важно всегда показывать сотрудникам, что работодатель поддерживает их, гарантирует стабильность и выполнение своих обязательств. Система well-being — это меры, работающие превентивно, а не в режиме тушения пожаров. Это путь, который компания выстраивает на перспективу. Сотрудники, которые находятся в атмосфере благополучия — самый главный ресурс компании. Контур формирует систему well-being много лет, поэтому в моменты кризиса нам проще справляться с неопределенностью и тревогой.
Мы видим, что вовлеченность и удовлетворенность сотрудников работой не упала относительно прошлогодних показателей. 97% ответивших на пульс-опросы в целом довольны работой в Контуре. Прирост сотрудников по компании за это время стал самым высоким за последние четыре года. А показатели текучести в IT-направлении за первую половину 2022 г. ниже, чем за аналогичный период прошлого года.