Правда ли, что человек использует лишь 10% своего мозга, нервные клетки не восстанавливаются, а игры помогают предотвратить развитие болезни Альцгеймера — в материале DK.RU.
Психофизиолог, приглашенный преподаватель НИУ ВШЭ и РГГУ, автор книги «Где мои очки, и другие истории о нашей памяти» Полина Кривых разобрала самые популярные мифы о мозге.
— Мифы о мозге очень живучие. Они распространяются с большой скоростью, так что ученые не успевают их опровергать. Также замечено, что любое объяснение психологического феномена выглядит убедительнее, если в нем есть нейробиологическая составляющая. Например, гештальт в психологии — это целостный образ. Звучит понятно. Но можно сформулировать иначе: гештальт — это синхронная активация нейронального комплекса или нейронной группы. Такое определение представляется более загадочным и весомым. Этот подход работает и в отношении других феноменов. Факт: если в определении есть слова «мозг», «нейроны», «нейросети», «нейронные связи», мы склонны воспринимать его как научное, хотя это не всегда соответствует действительности.
Топ самых распространенных мифов о мозге выглядит так:
- Мы используем только 10% мозга;
- Если серьезно повредить мозг, функции не восстановятся;
- Нервные клетки не восстанавливаются;
- У нас есть ведущее полушарие, кроме того, каждое из полушарий отвечает за определенные функции;
- Если играть в развивающие игры, можно стать умнее и даже победить болезнь Альцгеймера;
- У нас есть рептильный мозг.
Сколько из этих убеждений вы слышали? Разберем, что из перечисленного 100% миф, и есть ли в этих утверждениях доля правды.
Миф 1: Мы используем 10% мозга
— Это самый распространенный миф. Мы не знаем, кто его придумал, авторство приписывают даже Альберту Эйнштейну. Этот миф так широко распространен и так популярен, потому что дает человеку надежду: если приложить усилия и прокачать мозг, мы сможем использовать его на 15-20-30%, станем умнее и изменим жизнь к лучшему. Увы, это не так: мы постоянно используем практически весь мозг.
Примечательно, что развитие технологий визуализации мозга может способствовать распространению этого мифа. На снимках мы видим подсвеченными только определенные структуры мозга в моменты, когда они выполняют те или иные функции. Из этого делаем вывод: наверное, не весь мозг работает. Но на таких изображениях демонстрируется результат вычитания: только интересующие исследователя области. Остальные структуры в момент получения «картинки» тоже работают, просто их не выделяют.
Миф 2: Если серьезно повредить мозг, его функции не восстановятся
— Все зависит от характера повреждения, причины (черепно-мозговая травма, вирус, инсульт), размера и локализации поврежденного участка.
Наша палочка-выручалочка при повреждении мозга — нейропластичность. Это комплексное понятие, означающее способность мозга создавать новые нейронные связи. Возможности нейропластичности велики. В редких случаях по медицинским показаниям детям удаляют целое полушарие мозга (гемисферэктомия мозга), но благодаря нейропластичности когнитивные функции у ребенка сохраняются.
В то же время возможности для восстановления мозга ограничены.
Нейропластичность отлично работает при частичном повреждении коры головного мозга: при помощи упражнений можно научить соседние структуры выполнять ту работу, которую раньше выполняли вышедшие из строя нейроны. При повреждении подкорковых структур шансы на восстановление мозга снижаются.
В целом, у мозга есть запас прочности, позволяющий восстановить достаточно большое количество функций.
Миф 3: Нервные клетки не восстанавливаются
— Восстанавливаются: новые нервные клетки формируются в гиппокампе. Гиппокамп — не единственная структура, где они появляется, но основная. Еще есть сложные механизмы миграции нейронов по головному мозгу.
Миф 4: Каждое полушарие мозга отвечает за определенные функции. У человека есть ведущее полушарие
— Этот миф родился из исследований «расщепленного мозга», которые проводили Роджер Сперри и Майкл Газзанига в 1960-е. Они изучали, в какой степени полушария человеческого мозга способны функционировать независимо друг от друга и обладают ли они уникальными способностями. «Материал» для исследования давали пациенты, перенесшие операцию по рассечению мозолистого тела — так лечили тяжелые случаи эпилепсии. При этом заболевании в мозге есть участок повышенной активности. Во время приступа активность распространяется на весь мозг. Рассечение мозолистого тела — связки, соединяющей полушария, купирует этот процесс.
Роджер Сперри и Майкл Газзанига изучали, как «расщепление мозга» влияет на восприятие человека и его интеллектуальные навыки.
У большинства людей центр речи находится в левом полушарии. Эксперименты Сперри и Газзанига показали, что люди не всегда могут назвать явление, если информация о нем поступает не в то полушарие мозга.
Правое полушарие управляет левой половиной тела и обрабатывает информацию, которая поступает от левой половины тела, упрощенно, от левого уха или глаза. А левое полушарие управляет правой половиной тела и обрабатывает информацию, которая поступает от нее.
У пациентов с рассеченным мозолистым телом (полушария не общаются) происходит сбой: объект находится в левой половине, информация о нем поступает в правое полушарие, но человек не может ее вербализировать, поскольку в правом полушарии нет речевого центра.
Отсюда родился миф о локализации определенных функций в конкретном полушарии. На самом деле причина «сбоя» заключалась в рассечении мозолистого тела — дирижер нейронного оркестра потерял возможность общаться с нейронами другого полушария. Для осуществления любых когнитивных функций необходима слаженная работа обоих полушарий. Данных о том, что конкретные функции локализованы в определенных полушариях мозга нет.
Миф 5: Если играть в развивающие игры, можно улучшить память, внимание, повысить IQ, избежать болезни Альцгеймера
— Большинство таких игр помогают лучше выполнять определенные типы заданий. Например, если вы тренируетесь запоминать ряды чисел, вы прокачиваете этот навык. Но он не поможет при запоминании слов — это другой тип материала. Эффект улучшения памяти, внимания или других когнитивных функций от игр не доказан.
Что касается IQ, некоторые коллеги с иронией замечают, что IQ — это то, что измеряет тест на IQ. Это оценочная характеристика, статистический критерий. IQ может изменяться и расти в течение жизни. Если вы постоянно тренируетесь выполнять тесты на IQ, то с каждым разом справляетесь с ними все лучше. Значит ли это, что вы становитесь умнее? Нет.
Игры пытаются использовать в коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и при болезни Альцгеймера, но их эффективность в решении таких задач наукой не подтверждена.
В то же время специально разработанные игры помогают улучшить выполнение повседневных заданий пожилыми людьми. Например, играя в виртуальный магазин, человек осваивает конкретные навыки. Он выбирает продукты, приходит на кассу и расплачивается в игре, а потом действует так же в реальной жизни. Такие игры эффективны при реабилитации после повреждений мозга.
Миф 6: У человека есть рептильный мозг
— В 1960-е американский невролог Пол Д. Маклин придумал концепцию триединого мозга. Она подразумевает разделение головного мозга человека на три иерархические области — «рептилий» или «рептильный» мозг (древняя глубинная часть мозга), лимбическую систему (средняя или промежуточная часть мозга) и неокортекс (высшая, отвечающая за сознание часть мозга). В дальнейшем концепция была распространена и на других млекопитающих. Ее сторонники полагали, что новые участки мозга в ходе эволюции позвоночных добавлялись поверх существующих, расширяя функционал мозга.
Концепция триединого мозга не получила научного подтверждения, тем не менее, она до сих пор популярна.
В заключение: доказано, что картинка с изображением мозга значительно повышает доверие человека к информации, которая с ее помощью иллюстрируется. Даже если на картинке показан мозг крысы, а речь идет о мозге человека.
Текст подготовлен на основе выступления Полины Кривых на REFORUM.
>>> Читайте также на DK.RU:
Как еда влияет на наш мозг — нейробиолог Вячеслав Дубынин
Как страх сожалений управляет людьми и странами — социолог Михаил Соколов*
«Уезжают лучшие, что там делать худшему? Утечка мозгов была основной проблемой и раньше»
* - выполняет функции иностранного агента