Именно так и случится, если вовремя не диагностировать профессиональное выгорание работника. Есть ряд внешних признаков, которые помогут выявить выгоревшего сотрудника и проработать его проблему.
Многие предприниматели прекрасно знают, как начинать, развивать и монетизировать бизнес, как нанимать сотрудников, вести переговоры и проводить совещания. Проблемы зачастую приходят с неожиданной стороны. Владельцы бизнеса теряются, когда у сотрудников пропадает мотивация и они начинают массово выгорать. Что делать, если работники потеряли интерес к своим задачам, как это предотвратить и чем опасно выгорание — в колонке Татьяны Бажовой, психолога, основательницы психологического центра «Дом на холме».
Татьяна Бажова:
— Начну с рассказа о том, что такое синдром эмоционального выгорания. Это эмоциональное истощение, безразличие, отсутствие интереса к работе, которое возникает в результате стресса и переутомления. Оно негативно влияет как на трудовую, так и на личную жизнь работника.
Эти симптомы часто путают с ленью или отсутствием интереса со стороны наёмных сотрудников. Это не совсем так. Эмоциональное выгорание — медицинский диагноз. Его последствия имеют несомненно драматический и экономически невыгодный эффект, как и в случае других распространённых психических расстройств, например, тревоги или депрессии.
Основные признаки эмоционального выгорания сотрудников
1. Отстраненность и изоляция
Если человек, который раньше был общительным и проявлял инициативу, уже продолжительное время закрыт, раздражителен и пассивен, это повод обратить на него внимание.
2. Высокая чувствительность к обратной связи
Сотрудник воспринимает критику болезненно. Принимает на свой счет, реагирует повышенной эмоциональностью: агрессией, слезами или обидой.
3. Снижение производительности
По мере ухудшения состояния ухудшается и работоспособность. Стресс мешает сотрудникам сосредоточиться на поставленных задачах, а перегруженность и неспособность наверстать упущенное заставляют чувствовать тщетность усилий.
4. Возникновение физических симптомов
Истощение и стресс проявляются как физические симптомы. Самые частые — панические атаки, проблемы с сердцем, давлением, тошнота, ком в горле и районе солнечного сплетения, головная боль вплоть до приступов мигрени. Сотрудники либо теряют аппетит и худеют, либо набирают вес, заедая стресс.
Разберем кейс:
Анастасия — лучший и самый трудолюбивый сотрудник компании N. Все задания она выполняет добросовестно и с полной отдачей, готова брать на себя больше работы и ответственности. Спустя время руководитель замечает, что ее работоспособность беспричинно и неуклонно падает, появляются нелепые ошибки, игнорируются дедлайны. Анастасия выглядит уставшей и пьёт больше кофе, чем обычно. Однажды Анастасия просто внезапно вручает директору заявление об увольнении и выходит за дверь.
У Анастасии показательный случай выгорания, связанного с работой.
Почему она ничего не сказала? Почему до последнего истощала себя работой, пока не уволилась? Все мы знаем, что большинству сотрудников сложно прийти и заявить руководству о своих трудностях и перегрузках, лишь единицы набираются смелости, чтобы выйти на открытый диалог.
Выгорание сотрудников больше, чем личная проблема. Это проблема организации, которая влияет и на людей, и на прибыль. Потеря производительности, низкая выручка, отсутствие ротации кадров — последствия эмоционального выгорания.
Выгоревшие сотрудники влияют и на самого владельца бизнеса. У предпринимателей одни из самых высоких показателей выгорания. Владелец бизнеса работает в режиме постоянного стресса и неопределенности — это гремучая смесь для выгорания с течением времени. Поэтому важно следить за психологическим здоровьем и сотрудников, и за своим собственным.
Как предотвратить и устранить выгорание сотрудников?
Гарвардская тройка
По словам исследователей Гарварда, у компаний с высокими показателями выгорания есть три общие черты: чрезмерное близкое сотрудничество, слабо развитые навыки тайм-менеджмента и тенденция слишком сильно нагружать наиболее способных сотрудников.
- Если бизнес испытывает постоянную текучесть кадров или теряет высокоэффективных сотрудников, то пришло время обратить внимание на рабочий процесс.
- Если команда уже перегружена, не стоит заполнять ее дни встречами и дополнительными задачами, ожидая, что работники со всем будут справляться.
- Еще один момент: стоит узнать, сколько времени сотрудники тратят на те или иные задачи и определить, насколько это эффективно.
- Не надо переоценивать возможности команды. Лучшие сотрудники могут выполнить задачу в два раза быстрее, чем их коллеги, но это не значит, что они должны делать в два раза больше работы.
Борьба с изоляцией
Пока идут организационные изменения, можно провести открытый разговор с командой о рабочей нагрузке и моральном духе. Если разговаривать устно сложно, можно попросить работников оценить, как они относятся к работе, по шкале от 1 до 10. Хорошо работает кодовое слово или другие простые способы, с помощью которых сотрудник может сообщить руководству о своих проблемах.
Эмоциональное выгорание не «лечится» угрозами, штрафами и увольнениями. Оно требует креативного и творческого подхода.
В конечном счете, сотрудник всегда подсвечивает проблему. К выгоранию сотрудников необходимо относиться как к призыву о помощи и признаку того, что пришла пора менять производственные процессы и систему мотивации.
Не всегда возможно замедлить работу или снять стресс сотрудников, особенно во время сложного периода для бизнеса. Балансировка рабочих нагрузок, общение в команде вне работы и наличие политики открытых дверей в области психического здоровья — имеют большое значение для предотвращения выгорания.