«Монтажу и продюсированию подкастов мы учились с нуля, набивали шишки. В 2020 г. все «двигались на ощупь». Александр Козлов – о том, как открыть студию подкастов и можно ли на ней заработать.
Несколько лет назад в Екатеринбурге на фоне роста популярности подкастов появилось несколько студий для их записи. Одна из них — «Послушайте!» — заработала в центре городских практик «Дом Маклецкого».
Сначала студия была частью образовательного проекта «Городская редакция»: грант Росмолодежи в размере нескольких сотен тысяч рублей позволил организовать десятки лекций, мастер-классов и оснастить небольшую студию аппаратурой для звукозаписи. Сейчас это самостоятельный проект, за счет доходов от которого удается обеспечивать работой небольшую команду из продюсеров, дизайнеров и музыкантов.
Как рассказал сооснователь студии Александр Козлов, в студии записывается несколько десятков подкастов: в какие-то месяцы их больше, в какие-то — меньше. Для многих клиентов студии подкасты — это хобби, причем, недешевое. Час записи в студии стоит 1,5 тыс. руб., монтаж часовой дорожки — еще 4 тыс. (цены сопоставимы с еще одной екатеринбургской студией подкастов «Venture Media»). При желании вам могут нарисовать обложку, создать уникальный джингл, выгрузить готовую дорожку на подкаст-площадки и собрать статистику прослушивания. С учетом всех этих опций, автору часового подкаста придется заплатить около 20 тыс. руб.
О том, почему подкасты набирают популярность и за счет чего становятся инструментом для продвижения бизнеса в интернете, Александр рассказал в интервью DK.RU.
О запуске проекта
— Студия начала работать в 2019 г. и тогда было сложно представить, как ее развивать. Было ощущение надвигающегося на нас тренда. Мы закупили оборудование, начали обживаться в небольшом помещении, записывать первые подкасты.
В 2020 г. студия стала оформленным проектом. Мы готовились стартовать в феврале-марте. И тут объявили локдаун. Нам пришлось экстренно эвакуироваться из Дома Маклецкого, который, как и другие учреждения, закрывался. Пришлось ставить оборудование дома и работать там над подкастами, о записи которых у нас уже были договоренности.
Когда мы только начинали, опыта организации подобных проектов не было. Это сейчас подкастеры запускают курсы. Уже написано несколько книг на эту тему. Мы тоже делимся опытом, проводим консультации. А в 2020 г. посоветоваться было не с кем. Те, кто начинал работать параллельно с нами, тоже двигались на ощупь.
У нас небольшая команда. Практически нет людей с радийным бэкграундом. Значительную часть работы, в том числе организаторской, взяла на себя Аня Мошкова, которая несколько лет назад пришла в проект «Городская редакция». Остальные — знакомые, с которыми сотрудничаем «под задачу». Например, музыканты, которые занимаются разработкой джинглов. Или специалисты, которые делают дизайн обложек, — он, кстати, имеет свои нюансы. Вообще, монтажу и продюсированию подкастов мы учились с нуля, набивая шишки.
Команда работает в режиме неполной занятости. Это позволяет нам уменьшать или увеличивать мощности, если в этом есть необходимость, быть более гибкими и устойчивыми к экономической ситуации. Каждый год все меняется. В марте 2020 г. мы тоже думали, что уходим в локдаун на недельку, а затянулось это практически на год. Нужно было найти форму работы, которая позволит проекту существовать в условиях турбулентности.
Доходы от работы с подкастами, записанными в студии, уходят на гонорары. Выручка зависит от сезонности. Например, мало кто записывал подкасты в январе. Июль у нас тоже был очень плохим месяцем: жара, отпуска, многие уезжали из города. Мы стараемся такие вещи прогнозировать.
Кто и зачем записывает подкасты в Екатеринбурге?
— Гостей условно можно разделить на две категории. Большая часть из них — это люди из маркетинга, PR и журналистики. Кроме этого есть клиенты без журналистского опыта, которые хотят попробовать себя в подкастинге. У некоторых до прихода к нам был опыт записи на непрофессиональном оборудовании.
Если говорить о группе авторов подкастов с медийным образованием, цели у них разные. Кто-то делает это для себя, для души, потому что получает удовольствие от процесса. Для них важно создавать контент, который будут слушать, и видеть отклик.
Есть авторы, которые относятся к подкастам как к серьезному проекту, который помогает им развивать личный бренд, собственную экспертность.
И, конечно, часть подкастов записывается для продвижения компаний и собственных бизнесов.
У нас был удачный опыт работы с девелоперами. Например, Атомстройкомплекс записывал у нас подкаст «Местные» про Екатеринбург. Первый сезон записали в прошлом году, он был посвящен разным районам города. Сейчас почти полностью вышел второй сезон, который посвящен различным городским проектам и инициативам. Мы здесь выступали в качестве продакшн-студии. Также мы работали с компанией «Брусника» и выпускали подкаст «Мой дом — моя прелесть».
В нашей студии делали свои проекты две IT-компании и несколько рекламных агентств.
Если подкасты рассчитаны на внешнюю аудиторию — они размещаются на обычных платформах, таких как «Яндекс.Музыка», Apple Podcasts, CastBox, «ВКонтакте». Доступ к площадкам свободный, они открыты для дистрибуции, никакие договоры для этого с ними заключать не нужно. Коллаборация с площадками у нас тоже пока не настроена, но в перспективе хотелось бы более сложного взаимодействия.
О популярности и перспективах подкастинга
— Подкасты стали популярными как формат, потому что появилась необходимая для этого техническая база. Первая волна подкастинга, которая пришлась на 2005 г., стихла. Тогда ты мог записать какой-то звук, но тебе бы пришлось нарезать запись на CD-диски и слушать с плеера или компьютера. Сейчас, когда почти у каждого есть современный мобильный телефон с LTE-интернетом и возможностью скачивания приложений, все намного проще.
Появилась нормальная техническая база. За ней потянулся контент. За контентом потянулась аудитория. В ближайшие несколько лет эта тенденция будет продолжаться. Но дальше что-то однозначно изменится.
Кто-то уже сейчас использует подкасты как инструмент заработка. Например, в подкасте можно продавать рекламу. Условно: ты рассказываешь о еде или автомобилях и попутно рекламируешь несколько ресторанов и автосалонов. Но пока этот доход сложно назвать высоким. Это точно не сравнится с монетизацией You Tube и сверхдоходами в Instagram (принадлежит Meta, признана в России запрещенной экстремистской организацией), где за один пост можно заработать 1 млн руб. Но нужно понимать, что видео-продакш дороже, чем аудио-продакшн. В случае с подкастами обычно потолочная величина — это 100-200 тыс.руб. за эпизод. В видео эта цифра может расти до бесконечности.
После 24 февраля мы увидели, что стал расти интерес к подкастингу со стороны бизнеса. Блокировки соцсетей заставляют задуматься о том, чтобы диверсифицировать существующие каналы коммуникации и развивать новые. К тому же в медиа все очень быстро меняется, появляются новые технические возможности.
Физлица быстрее принимают решения о записи подкаста и легко могут забросить это дело. Бизнес в этом плане более инертный. Компаниям нужно время, чтобы принять решение и чтобы его реализовать. Но по разговорам, по взаимодействию с нами, по обращениям за консультациями мы видим, что они заинтересованы в выпуске подкастов. Приходит осознание новой реальности. Перерабатываются стратегии позиционирования. Если говорить о России в целом, на горизонте ближайшего года, я думаю, что количество бизнесов, которые запустят свои подкасты, вырастет в два раза.
>>> Читайте также на DK.RU:
Какому бизнесу стоит продвигаться в Telegram, какому не стоит — Дмитрий Румянцев
Онлайн-видеосервисы теряют деньги: «К уровню 2021 года выйти не получится даже в 2026-м»