Меню

Проблемная бухгалтерия всегда бьет по бизнесу. Как избежать проблем с ФНС?

Иллюстрация: АБК «Счетовод»

К изменениям в бухгалтерском и налоговом учете надо готовиться заранее и вовремя подстраивать под них бизнес-процессы. В 2022-2023 гг. таких изменений достаточно.

О революции в бухгалтерском и налоговом учете и том, что необходимо сделать бизнесу прямо сейчас, чтобы не стать мишенью для налоговой, рассказала собственник и директор Аудиторской Бухгалтерской Компании «Счетовод» Юлия Мазеина.

Единый налоговый платеж с 1 января 2023 г. станет обязательным для бизнеса

В чем суть? Юридическое лицо или ИП перечисляет все налоги на единый расчетный счет, а налоговая уже сама распределяет их по разным видам платежей. Это налоги (в том числе НДФЛ), авансовые платежи, сборы, страховые взносы, пени, штрафы и проценты.

Настоящая революция, которая меняет бизнес-процессы компании. С одной стороны, кажется, это упрощает налоговое планирование. Все платежи посчитали, в единый срок одним платежом уплатили и отчетность по ним единовременно сдали.

Но есть подводные камни, на которые стоит обратить внимание, чтобы правильно организовать бизнес-процессы своей компании:

  • У ЕНП (единый налоговый платеж) будет одна дата платежа. Это значит, из бизнеса единовременно надо будет «выдернуть» значительную сумму, и чем выше оборот компании — тем больше сумма. Для кого-то копить деньги на один большой платеж будет сложнее, чем разбивать их на несколько, например, ввиду специфики бизнеса, когда компания ведет несколько крупных сделок с разными датами оплат. Кроме того, после уплаты ЕНП свободный остаток денежных средств, которые можно, например, положить на депозитный счет и заработать денег, будет меньше. Соответственно, его эффективность снизится. Но это всегда можно скорректировать грамотным финансовым и налоговым планированием.
  • Платеж по ЕНП один, но вводятся уведомления о суммах налога, необходимых налоговой службе для распределения единого платежа по конкретным видам сборов. А значит, ЕНП не упрощает работу бухгалтера, а меняет процессы работы на иные. Стоит убедиться, что финансовый специалист компании в курсе грядущих изменений и готов к новой системе.
  • Единый срок сдачи отчетности также не «разгрузит» бухгалтера, которому следует обладать высоким навыком тайм-менеджмента, чтобы сдать все вовремя и правильно.  

В 2022 г. ввели новый стандарт ФСБУ — пора менять учетную политику организации

Наверное, для человека, далекого от бухгалтерии, это звучит как набор слов, на который можно не обращать внимания. Но это крайне важно.

Ввели новые стандарты бухгалтерского учета, которые требуют внесения правок в учетную политику. Учетная политика — это документ, который создает сама компания, включающий в себя совокупность вариантов ведения бухгалтерского и налогового учета и составления отчетности. Этот документ закрепляет то, как ведется налоговый и бухгалтерский учет в каждой конкретной компании, что для нее в рамках НК РФ норма, а что — нет.

Если в каком-то законодательном акте неоднозначно прописаны те или иные формы учёта, организация самостоятельно их разрабатывает и закрепляет в учётной политике. Поэтому учетная политика особенно важна в случаях, когда возникают спорные моменты с налоговой, т.к. этот документ — основа бухгалтерской деятельности и можно смело на него ссылаться.

Одно из важных изменений нового ФСБУ для бизнеса — это то, что сейчас основные средства в балансе должны отражаться по рыночной стоимости. И это отличная новость для тех, кто заботится о коммерческой надежности и инвестиционной привлекательности бизнеса.

Раньше как было: есть у вас оборудование на балансе, которое постепенно амортизируется (теряет эксплуатационные функции) и, в конце концов, в балансе приравнивается к нулю. И какой-то небольшой старенький завод, например, мог иметь нулевой баланс, сохраняя какой-то потенциал развития. Инвесторы видят ноль на балансе — им неинтересно, бизнес умирает.

Сейчас основные средства, даже те, которые вышли из эксплуатации, необходимо отразить в балансе по их рыночной (ликвидационной) стоимости. Такой метод позволяет более реально оценить финансовое положение компании и показать более престижный баланс.

С 1 апреля 2022 г. до 1 октября 2022 г. ввели мораторий на банкротство в отношении всех юрлиц (кроме застройщиков), ИП и граждан

И это напрямую связано с выплатой дивидендов. Каким образом?  Дело в том, что мораторий влечет за собой некоторые ограничения для бизнеса, например, запрет на распределение прибыли и выплату дивидендов и др. (см. Постановление Правительства № 497).

Чтобы обойти ограничения, необходимо заявить об отказе компании от моратория. Для этого необходимо внести сведения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, публикуя заявление на портале Федресурс. Опубликовать отказ можно даже сейчас, т.к. действовать он начинает с момента начала моратория.

Без опубликованного «отказа» ФНС может переквалифицировать платежи по дивидендам в выплату заработной платы с доначислением страховых взносов или вовсе заставить вернуть их компании.

Прежде чем принять решение об отказе от моратория, лучше проконсультироваться с грамотным бухгалтером. Не всем это выгодно. В течение действия моратория на компанию не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей. Поэтому, если у предприятия есть какой-либо существенный долг и на него договорами предусмотрена неустойка, то предприятию нужно хорошо взвесить свое решение.

Нужно понять, что важнее: сейчас отказаться от моратория и распределить прибыль, но иметь при этом риски взыскания больших штрафных санкций от кредиторов, начисленных за весь период моратория, либо не отказываться от него, а прибыль свою распределить после окончания срока действия моратория.

Если штрафы сопоставимы или превышают сумму прибыли, то выход из моратория — это сомнительное решение.

С 1 января 2023 г. ПФР и ФСС объединятся в единый Фонд пенсионного и социального страхования

Все страховые взносы будут уплачиваться организациями одним платежом по тарифу 30% (из которых 72,8% — пенсионное страхование, 18,3% — медицинское, 8,9% — социальное). Ставка для субъектов МСП останется 15% с выплат, превышающих МРОТ.

Также льготная ставка 7,6% будет действовать для: IT-компаний, резидентов ТОСЭР, свободного порта Владивосток, ОЭЗ в Калининграде, компаний на Курилах и организаций, производящих выплаты в пользу обучающихся в профессиональных образовательных организациях.

Федеральное казначейство самостоятельно будет распределять единый платеж от работодателя по видам страхования.

Изменений и тонкостей бухгалтерского учета всегда достаточно, а от этого напрямую зависит финансовое и юридическое благополучие компании. Сейчас все эти сферы очень тесно связаны. И полагать, что проблемная бухгалтерия никак не отразится на финансовых показателях бизнеса — наивно.

Мы в компании «Счетовод» практикуем комплексный подход к задачам клиентов. Порядок в бухгалтерии и налогах, кадрах и юридических аспектах. Видим, что в «кадрах» что-то идет не так, пошли штрафы, например, — как врачи, прописываем кадровый аудит, чтобы вовремя все восстановить. Потому что последствия бывают не самые приятные для собственников.

Не вовремя отправил отпускные работнику? Штраф от 30 до 50 тыс. руб. А эта ошибка, к сожалению, часто встречается. Мы создали целую экосистему для бизнеса: бухгалтерское и налоговое обслуживание, аудиторские услуги, кадровое и юридическое сопровождение, управленческий учет. Наши клиенты получают все необходимые услуги в одном месте у проверенных специалистов. Также в нашей группе компаний «Счетовод» есть бюро маркетинга «Прямая Выгода», которая отвечает уже за инструменты маркетинга и продаж, и, например, помогает бизнесу выходить на маркетплейсы. Работает и обучающий центр «Счетовод», который проводит Целевой инструктаж для субъектов 115-ФЗ.

Читайте также на DK.RU: Кто поможет вашему бизнесу кроме вас: как не упустить выгоду