Российским золотодобытчикам пришлось находить новые направления для реализации золота, а Шанхайская биржа, придерживающаяся собственного стандарта, принимает продукцию «Красцветмета».
Импорт золота из России в Китай в июле 2022 г. достиг $108,8 млн, что в 8,6 раза больше, чем в июне ($12,7 млн), и в 50 раз больше, чем в июле прошлого года ($2,2 млн), сообщает РБК. В конце июня страны G7 договорились ввести запрет на импорт золота из России. Евросоюз присоединился к запрету 21 июля, распространив его также на отходы золота, золотые монеты и ювелирные изделия с использованием золота. Также в начале августа эмбарго на импорт золота из России ввела Швейцария — крупнейший хаб по переработке этого драгоценного металла.
До февраля 2022 г. российский экспорт золота в основном направлялся в Великобританию (лондонский золотой рынок) — $15,2 млрд за весь прошлый год, или 84% всех поставок. Около $1 млрд в 2021 г. было отправлено напрямую в Швейцарию. По $320–340 млн российского золота принимали Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Германия, Италия и Индия. Китай в 2021 г. импортировал российского золота на $237 млн. С февраля Минфин перестал раскрывать объемы производства добываемого золота и серебра.
После отказа западных стран покупать российские слитки Россия перенаправила экспорт золота в другие страны: резко выросли обороты не только в Китай, но и в ОАЭ. С учетом западных санкций, скорее всего, поставляется оно с дисконтом, но публичной информации о размере скидки нет. По оценке экспертов, дисконт может составлять 20–30% от биржевой цены унции. Даже с дисконтом это выгодно золотодобытчикам — с учетом себестоимости унции золота $700–750. Сейчас унция золота на мировом спотовом рынке стоит около $1760. Теоретически покупатели российского золота могут перепродавать его в другие страны — слитки легко переплавить в слиток другого банка или государства.
В конце июля российские золотодобытчики также столкнулись с проблемами при экспорте. Федеральная пробирная палата не давала необходимые разрешения, если сделки проходят с дисконтом к международным рыночным ценам. Ранее золотопроизводители в основном продавали весь металл банкам, которые его уже вывозили за рубеж, однако из-за блокирующих санкций против большинства банков этот канал закрылся.
Сейчас российское золото уходит в Китай в большем объеме в виде аффинированных слитков, отмечает директор по развитию бизнеса Института геотехнологий Михаил Лесков:
По сравнению с общим объемом добываемого в России золота (более 330 т в год) поставки даже на уровне до 3–5 т в месяц в оставшийся период года обозначают важность данного направления экспорта, однако указывают и на то, что это направление не является единственным и даже, при всей значимости, не является главным.
Шанхайская биржа, ведущая операции с золотом, придерживается собственного стандарта, которому соответствует, например, продукция «Красцветмета», поэтому экспорт в Китай наименее проблематичен. В прошлом экспорт золота в Китай из России практически полностью состоял из золотосодержащих концентратов, стоимостный объем которых был эквивалентным примерно 30–40 кг в месяц. В июне объемы возросли кратно, почти в 40 раз (примерно до 1,2–1,5 т золота в месяц), а в июле удвоились по сравнению с июнем за счет того, что после отзыва статуса London Good Delivery у российских аффинажных заводов российским золотодобытчикам пришлось находить новые направления реализации золота.