Первый вице-премьер считает, что реальная экономическая картина в России лучше, чем представляли ЦБ и Минэкономразвития. Между тем прогнозы последних аналитики и так называли слишком оптимистичными.
По итогам года инфляция не превысит 13%, а спад ВВП может оказаться ниже 3%, считает первый вице-премьер Андрей Белоусов. По его словам, «картина оказалась лучше, чем нам представлялось раньше»:
Спад ВВП будет меньше 3% — где-то 2 с небольшим процента, в следующем году есть все шансы ограничить спад 1% и получить минус 0,6–0,8%. Инфляция в России по итогам года будет на уровне 12–13% (сопоставимо с уровнем инфляции в западных странах. Спад потребления в России в 2022 г. составит 4,2%, в 2023 г. потребление вырастет на 2,5–3%. Пик спада потребительского спроса мы уже прошли и вышли на траекторию роста. Наиболее проблемный момент — ситуация с экспортом: благодаря санкционным усилиям мы потеряли рынки Европы. Поставки несырьевого неэнергетического экспорта сократились больше чем на 13%, по итогам года сокращение составит порядка 17%. Импорт сейчас находится примерно на уровне 65–70% от предыдущего года, то есть на пике мы имели падение импорта примерно в два раза. Сейчас падение импорта составляет одну треть.
Правительство фиксирует устойчивую тенденцию к оживлению внутреннего спроса после снижения ключевой ставки. В инвестициях Белоусов ожидает «умеренного спада» — около 2% по итогам этого года и 1% — в следующем. Пик спада придется на четвертый квартал и начало 2023 г. По его словам, самые худшие опасения не подтвердились, но в инвестициях сохраняется «сложная и неоднозначная картина», поэтому «поддержка инвестиций — центральный вопрос».
Падение промышленности Белоусов оценил в 4,5%. Но это, по его словам, очень усредненное число, потому что некоторые отрасли практически не пострадали, а в автопроме, машиностроении, химии падение составило от 10 до 50% и более. Эти отрасли создают риски повышения безработицы, сокращены могут быть максимум 200–300 тыс. человек, считает вице-премьер.
Напомним, как рассказывал DK.RU, ЦБ заложил в базовом сценарии падение на 4–6% (в следующем регулятор ждет минус 1–4%). Инфляция в прогнозе Минэка заложена 13,4%, у ЦБ — 12–15%. При этом даже самый оптимистичный, по мнению экономистов, сценарий ЦБ не достягивает до доклада премьера.
Тезис о том, что снижение ВВП в 2022–2023 гг. будет небольшим, разделяет главный экономист по России Bloomberg Economics Александр Исаков (по его оценкам, спад составит 3,5% и 2% соответственно). Но он считает слишком радужным прогноз Белоусова по восстановлению инвестиций. Некоторые называли выступление Белоусова «приступом оптимизма»:
Основной риск избыточно оптимистичных прогнозов в том, что на следующий год бюджет будет сверстан без обычного для нас консервативного крена. Если такой прогноз не удастся реализовать, придется тратить больше денег из ФНБ и больше занимать.
Об излишнем оптимизме прогноза, представленного вице-премьером, говорит и макроаналитик Райффайзенбанка Станислав Мурашов. «Все возможно, если нефть удачно удастся перенаправить», — говорит он. Похожие риски в сверхоптимистичном прогнозе видит канал MMI. Там также отмечают, что избыточно оптимистичные макропрогнозы — «это плохая новость для инвесторов в ОФЗ, ставки могут поползти вверх», а ЦБ в этом случае придется проводить более жесткую политику.