Меню

«Екатеринбургу нужно стать двухмиллионником. Разгоним процесс, и он будет двигаться сам»

Владилен Фуфаров. Автор фото: Игорь Черепанов. Иллюстрация: DK.RU

«От того, насколько эффективно мы будем расшивать пограничные проблемы, во многом зависит динамика дальнейшего развития всех этих территорий и Екатеринбурга» — Владилен Фуфаров, гендиректор «СМАКа».

Предприниматели всегда были движущей силой, меняющей города — особенно те, где есть условия для развития бизнеса. Они строят и новый Екатеринбург: возводят жилье, создают рабочие места, развивают сферы производства и услуг. В новом спецпроекте DK.RU «Город для бизнеса» собственники и топ-менеджеры екатеринбургских компаний рассказывают о становлении и развитии своего бизнеса, опираясь на возможности города. Герой второго выпуска — Владилен Фуфаров, генеральный директор хлебокомбината «СМАК». Он рассказал, каково было строить новое хлебопекарное производство в городе, как заменить импортные комплектующие и оборудование и как меняется потребление хлеба среди уральцев.

Год назад вы говорили, что поддерживаете идею создания агломерации «Большой Екатеринбург». На ваш взгляд, за год Екатеринбург приблизился к этой цели?

— Наверное, да. У нас есть один город с 12 млн человек, Москва, один «пятимиллионник», Петербург, и много городов-миллионников. А вот двухмиллионника нет. И нужно стремиться к тому, чтобы им стать.  

В мэрии заявляли о таком стремлении, но это не быстрый процесс, он займет, наверно, лет 10.

— Когда-то надо двигать процесс, разогнать его, а потом он начнёт двигать сам себя. За год в Екатеринбурге произошло много разных изменений. В первую очередь, видно, что идет активное строительство, строится очень много жилья: два года не был в каком-нибудь районе — и там прямо на глазах появились новые дома. 

Развивается и промышленное строительство. Мы построили новый завод в логопарке «Кольцовский»: вышли на площадку в конце 2019 года, когда там было два объекта, а закончили работы в конце 2021 года. Сейчас территория логопарка застроена уже примерно на 80%, и активные работы продолжаются: строятся склады, промышленные объекты... 

Когда мы начинали, вокруг нашей площадки с трех сторон было чистое поле, казалось, что в этом районе достаточно рабочей силы. А сейчас понимаем: там так интенсивно развивается промышленное строительство, что с персоналом будет непросто. Но рядом возводят жилой микрорайон Новокольцовский, и мы надеемся, что там можно будет найти сотрудников.

Все эти процессы идут друг за другом и тянут вагончики, как паровозики.

Фото предоставлено: CROSS DEVELOPMENT GROUP

Опять же, вы говорили, что городу было бы полезно создать единую структуру, отвечающую за развитие бизнеса — по типу министерства развития Свердловской области. Ситуация с привлечением бизнеса в Екатеринбург изменилась?

— Сейчас город и область дружно живут между собой и совместно решают эти вопросы, поэтому некоторые функции у них пересекаются. При реализации инвестпроектов возникает много проблем: земельные отношения, подключение к сетям, транспортная структура… Это достаточно ёмкие и непростые, их надо решать планомерно. 

Когда мы строили предприятие, то были в контакте с мэрией по этим вопросам, и нам активно с ними помогали. В частности, подключение к коммунальным сетям контролировалось на уровне руководства города. Недавно Алексей Валерьевич (Орлов, мэр Екатеринбурга) посетил наш новый завод, оценил наши перспективы, пообещал сотрудничать — прежде всего решить транспортный вопрос. Он самый важный: так как на Кольцовском направлении строится много объектов, меняется характер использования территории. Там работает несколько тысяч человек, и, конечно, встает вопрос транспортной доступности. В мэрии такие планы есть, в том районе планируют запустить наземное метро, идут переговоры об автобусном маршруте.

По земельным участкам... Сейчас действует много инициативных групп, например, региональная инвестиционная группа. Важный вопрос —комплексное развитие территории, чтобы строилось жилье и рядом — промышленные объекты. Район Кольцовской трассы развивается таким образом, поэтому, думаю, он будет сбалансированным.

Немного про «СМАК». Какие ключевые тренды в потреблении хлебобулочных и кондитерских изделий вы видите? 

— Покупатель становится взыскательнее, требовательнее к качеству, внешнему виду изделий, его интересуют новинки, широкий ассортимент, интересное продвижение и подача продукта. В продуктовых магазинах развиваются отделы хлебобулочных изделий, появляются свои зоны выпечки… 

Мы давно сделали яркую упаковку, а сейчас она практически у всех производителей. Выделиться становится сложнее, а общий уровень изделий сильно продвинулся вперёд. Покупатель находится и на штучный продукт, который продается в кафе-пекарнях и стоит намного дороже. 

Вы недавно заменили многие импортные компоненты для производства хлебобулочных изделий отечественными аналогами. В части оборудования есть достойные производители, способные заменить оборудование из ушедших стран?

– Затрону эту тему глубже. Весной, после того как началась специальная военная операция, ситуация была достаточно тревожная — цены начали резко расти. Все опасались прекращения поставок и так далее. К лету ситуация устаканилась: цены перестали расти, логистические цепочки выстроились — ситуация более-менее стабильная.

Но в марте я был на многих совещаниях, в том числе в Государственной Думе, и слышал, как депутаты говорили: «Пришло время сейчас работать по-настоящему». К нам начали приходить разные запросы из министерств: «В каком оборудовании вы нуждаетесь? Составьте нам список». 

Когда я смотрю на эти запросы, то понимаю, что люди не имеют никакого понятия о бизнесе. У нас десятки наименований оборудования, тысячи наименований запчастей. Эти запчасти разного качества, их поставляют разные поставщики с разной скоростью. Мы не планируем, что сегодня покупаем одно, завтра другое, послезавтра третье — все рассматривается в динамике, в зависимости от ситуации и потребностей. 

А когда нам чиновники делают запрос: «Перечислите, что вам надо, мы куда-то отправим ваш список, и вам все это найдут» — то я пребываю в шоке, потому что не понимаю, как это будет происходить. Объяснить одному чиновнику, что мне нужен станок, у которого десятки параметров, а потом он будет объяснять это другому? 

На самом деле, на рынке есть производители оборудования для хлебопекарной отрасли, мы все их все знаем, и эти предприятия знают наши потребности, им не нужны никакие списки. Но предприятия разные: одни когда-то приватизировал директор, и все это время организация пользовалась еще советским заделом. А другие создавались практически с нуля, там активное руководство, предприятие развивается и растет.

Читайте также >>> Валерий Малышев: «Город преображается. Приличный инвестор восстановит памятник как надо»

И плохо, когда между ними пытаются распределить потребности: первого заставить производить один тип продукции, второго — другой. Надо помогать лучше работать тем, кто хочет, у кого горят глаза. Потому что эти предприятия и люди сейчас сталкиваются с бурным ростом спроса. С уходом многих западных компаний рынок освободился, и сильные российские предприятия осваивают эти освободившиеся ниши. 

Но так как у них бурный рост, они сталкиваются с нехваткой оборотных средств, кадров и так далее. Помогать надо таким компаниям, а не пытаться выбить какие-то льготы и преференции для всех на рынке — делу это особо не помогает. Несколько интересных предприятий, с которыми мы сотрудничаем и которые работают по всей стране, есть и в Екатеринбурге, они активно растут и развиваются — тот же Свердловский экспериментальный механический завод.

Хлебопекарную отрасль государство в чем-то поддерживает: есть возможность брать льготные кредиты. Но предприятия, которые занимаются импортозамещением, в первую очередь, страдают от нехватки подготовленных кадров. У нас в городе есть несколько профильных учебных заведений в городе, но люди оттуда выходят не совсем готовые, их надо еще несколько лет воспитывать самим, встраивать в производство.

«СМАК» растет многие годы, и выпускников учебных заведений или просто кандидатов с рынка мы всегда готовили по своей программе обучения. И даже на новый завод мы подготовили определенное количество людей — причем там высокий уровень автоматизации, серьезная техника, и люди не с улицы пришли.

Поэтому важный момент — это готовить людей, кадры. Политика импортозамещения шла ещё с 2014 или с 2008 года, постепенно. На первой ступени прекратился прямой импорт — стали в России производить из импортных ингредиентов. Потом началось производство в России частично из российских составляющих. А сейчас, видимо, все производство в России и из российских компонентов. Все идет шаг за шагом.

«Решение совместных вопросов позволит нам создать бесшовное пространство с общим рынком»

Почему развитие екатеринбургской агломерации важно и для жителей, и для бизнеса? Отвечает начальник департамента экономики Администрации города Екатеринбурга Алексей Прядеин:

 — Вопросы развития Екатеринбурга на сегодня уже нельзя рассматривать в отрыве от городов агломерации.

Все 14 муниципальных образований уже фактически живут одним организмом и от того, насколько эффективно мы будем расшивать пограничные проблемы, во многом зависит динамика дальнейшего развития всех этих территорий и Екатеринбурга, в частности. 

Решение совместных вопросов по транспорту, водоснабжению, социалке, рекреации, коммунальным отходам и другим насущным вопросам позволит нам создать бесшовное пространство с общим рынком жилья, рынком труда, позволит гибко реагировать на запросы жителей и предпринимателей. Все в совокупности это приведет к увеличению инвестиционной привлекательности городов агломерации, увеличит их емкость с точки зрения роста населения, как естественного, так и миграционного. 

На сегодня создан и функционирует Координационный совет Екатеринбургской городской агломерации, реализуется первая очередь из 16 агломерационных проектов. Наша агломерация стала пилотной для разработки Долгосрочного плана развития, работы по которому ведутся Минэкономразвития РФ и Центром стратегических разработок.