Меню

«Екатеринбург не отказывается продвигать себя на международной арене. Сместились акценты»

Иллюстрация: Пресс-служба администрации Екатеринбурга

Что интересного ждать на форуме «Города России 2030», как развивается агломерация Екатеринбурга и особенно ее транспортный каркас и как экономика города справляется с санкционными вызовами.

16-17 ноября 2022 г. в Екатеринбурге состоится VI Общероссийский форум стратегического развития «Города России 2030: вызовы и действия 2:0».  В этом году он пройдет на площадке конгресс-холла «Екатеринбург-Экспо» и соберет, по предварительным оценкам, более трех тысяч человек из всех регионов России, а также ряда соседних государств. Перед мероприятием начальник Департамента экономики Администрации города Алексей Прядеин рассказал, что интересного ждать на форуме, как развивается агломерация Екатеринбурга и особенно ее транспортный каркас и как экономика города справляется с санкционными вызовами. 

Про повестку форума «Города России 2030»

— В этом году мероприятие увеличится в несколько раз. Только администрация города планирует порядка 40 пленарных сессий. Вместе с нами будет проводить мероприятия Уральская торгово-промышленная палата — они готовы взять на себя всю ESG-повестку. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС) будет проводить более академическую часть, с научными докладами. Социальный кластер Свердловской области проводит трек «Социо»: все, что касается работы со сложными детьми, детьми с различными заболеваниями, социальной поддержки незащищенных групп населения. Одновременно с нами УрФУ традиционно проведет конференцию «Российские регионы в фокусе перемен».  

Таким образом, форум из чисто экономического становится экономико-эколого-социально-управленческим. Мы рассчитываем, что такая масштабная программа позволит нам создать в будущем такое же мощное регулярное мероприятие, как Петербургский международный экономический форум или Восточный экономический форум.

В прошлом году мы рассуждали о вызовах, которые несет пандемия. Теперь ситуация изменилась, и вызовы другие. Жизнь учит нас тому, что всегда произойдет что-то неожиданное. И власти, и население, и предприниматели должны быть готовы принимать быстрые эффективные решения, чтобы не допустить негативных последствий обстоятельств, на которые мы повлиять не можем. Правительство РФ не допустило обвальных потрясений в экономике, принятые меры оказались достаточно эффективными. Нам необходимо говорить, чтобы и на уровне регионов своевременно принимались соответствующие меры, что позволило бы не только не допустить спада, но и продолжить поступательный рост.

В этом году на форуме будет много насыщенных сессий. Мы впервые всерьез подошли к ESG-повестке. Весной по поводу этой тематики звучало много скепсиса: в Европе, где были развиты «зеленые» направления энергетики, произошел определенный откат от «зеленых» источников энергии, отношение к углеродному следу опять изменилось. А раз у нас проблемы с источниками энергии нет, мы должны возглавить ESG-повестку. В будущем, когда рынки откроются, это будет преимуществом для наших регионов и предприятий.

На форуме точно будет «Марафон международных проектов»: мы с коллегами из Узбекистана и Казахстана, Таджикистана, Белоруссии и других дружественных нам стран обсуждаем проекты городского развития. С Самаркандом планируем заключить партнерское соглашение на форуме. Возможно, в форуме будут участвовать страны Юго-Восточной Азии: большой интерес к работе в России проявляет Малайзия. 

Страны, которые входят в ЕВРАЗЭС, мне ближе и понятнее: у нас схожее законодательство, схожие вопросы и проблемы. С учетом опыта наших коллег можно было предпринимать какие-то коммерческие решения, налаживать операционные связи. Есть хорошие примеры, когда города после установления побратимских связей нашли и заместили выбывающие комплектующие и оборудование из стран Европы. Так что это рабочий инструмент, а не просто демонстрация дружелюбия между городами.

Про международное позиционирование Екатеринбурга

Екатеринбург ни в коем случае не отказывается продвигать себя на международной арене. Просто сместились акценты и география. Сейчас на уровне МИДа идет выстраивание взаимоотношений, и мы поймем пул стран, с которыми будем активно работать. Если раньше ограничений не было, но мы все равно больше ориентировались на Европу и Северную Америку, то сегодня будем ориентироваться на Азию, может, отчасти на африканские страны и Латинскую Америку. На те страны Азиатского-тихоокеанского договора, которые понимают, что без России организации АСЕАН быть не может — мы являемся важным гарантом экономической стабильности в этом регионе.

Если у нас не будет Всемирной Универсиады, то будет международная, не в следующем году, так через год. Разговоры об этом идут, и мы все равно будем проводить крупные международные мероприятия: «Иннопром» показал, что мы остались привлекательными для международного бизнеса. Мы ни в коем случае не говорим, что замыкаемся в какой-то ракушечке, и будем продвигать Екатеринбург как крупный международный центр. 

Про агломерационные процессы 

Агломерация — одна из магистральных тем, мы уделяем ей очень много внимания с точки зрения налаживания связей. С учетом нашей активности Минэкономразвития и Центр стратегических разработок вышли на нас и включили в список трех пилотных агломераций для разработки долгосрочного плана развития агломерации. А когда ты оказываешься первым для разработки каких-то документов, потом оказываешься первым в очереди на получение «плюшек» от вышестоящих организаций.

Если нам повезет и мы потом получим субсидии, дотации и иную поддержку от федеральных органов для развития наших проектов, это будет хорошо.

Мы хотим провести стратегическую сессию вместе с Минэком и ЦСР. За основу работы они взяли те агломерационные межмуниципальные проекты, которые мы сами разработали с коллегами. И важно продолжать обсуждение с другими агломерациями — механизмы их институционального развития надо объединять в новые агломерационные образования. Это может быть конгломерат агломераций с каким-то органом над ними в виде ассоциации. Все это будет обсуждаться.

Сейчас нигде не зафиксировано, что такое агломерация, как к ней относиться и что вообще с ней делать. Надо определить в законе о МСУ, что, кроме муниципальных образований и местного самоуправления, есть взаимосвязанные между собой муниципальные образования, которые фактически живут одним организмом.

Агломерация существует вне зависимости от того, признаем мы это или нет. Если мы это признаем, соответственно, нам нужно обеспечить нормальные транспортные коридоры, чтобы рынок труда, жилья, потребительский рынок — были едиными.

Добраться из Ревды до Екатеринбурга за полчаса на электричке — это удобнее, чем за один час на машине. Например, можно будет спокойно жить в Первоуральске и быстро добираться до Екатеринбурга на работу. Мэр Среднеуральска сказал: если из Екатеринбурга в центр города будет ходить электричка, я буду ездить на работу на ней, потому что это быстрее и удобнее, чем на машине. 

Сделать отдельные зоны посадки на электричку на вокзале, чтобы не проходить долгий досмотр — хорошая мысль. Мы с СвЖД еженедельно общаемся по вопросу наземной электрички. Вокзал сам по себе является особо защищенным объектом, поэтому там и организованы «чистые» зоны, и надо обсуждать, насколько это возможно. Может, просто сделать больше проходных, чтобы люди не стояли в очередях. Здесь возникает вопрос: метрополитен является чистой зоной, потому что там проводится досмотр при входе. Если нам удастся избежать еще одного кордона в переходе из метро на вокзал, был бы нормальный фаст-трек без очередей.

Про преодоление санкционного давления, налоги и экономику

Действительно, цены в магазинах стали выше, но я не вижу, что стало совсем плохо. С точки зрения негативных последствий для Екатеринбурга: поступления в бюджет идут по графику, проседания по доходам нет. Безработица фактически не изменилась, она находится в пределах 0,5%. В центре занятости до сих пор заявлено порядка 18 тыс. вакансий — в принципе любой безработный сейчас может с легкостью получить работу. Конечно, как правило, там непривлекательные вакансии, но, тем не менее, есть предприятия, которые продолжают набирать людей.

О крупных сокращениях в последнее время нас не уведомляли. Поэтому на текущий момент больших проблем нет, кроме поставок определенных комплектующих. Но очень важно быть готовым к изменениям.   

В городском бюджете основные налоги — НДФЛ и земельный налог. И по тому, и по другому налогам все идет в соответствии с графиком.

Собираемость идет в соответствии с прогнозом — ее выполнили уже на 64% в этом году. Сейчас мы входим в новый бюджетный процесс, посмотрим, что будет, но, скорее всего, бюджет будет приниматься без уменьшения доходной части. Как правило, доходная часть планируется чуть больше, чем расходная: за счет профицита как раз и строятся школы и садики, и, как правило, к концу года мы и выходим на 100% исполнения бюджета. Небольшое неисполнение расходов дает возможность профинансировать ряд статей.