В 2020 г. на Урале начали производить уникальные для России купели из стеклокомпозита. О проекте, родившемся из желания занять детей на даче, рассказала управляющий партнер HomeLake Татьяна Сабанова.
Екатеринбургская компания HomeLake была создана в 2020 г. под выпуск нового для российского рынка продукта — купелей из стеклокомпозита. Взяв за основу идею популярных в Голландии outdoor-ванн, уральские предприниматели создали свое решение — более комфортное и бюджетное. Продажи купелей HomeLake стартовали в 2021 г., и в пик сезона спрос на них превысил возможности производства. За лето 2022 г. компания удвоила объемы выпуска и перевела производство из Нижнего Тагила в цех на Уралмаше.
Татьяна Сабанова, управляющий партнер компании HomeLake, интернет-маркетолог, основатель агентства интернет-продвижения «Хатико-Маркетинг», рассказала об уральском стартапе.
Как и у кого родилась идея производства купелей из стеклокомпозита на Урале?
— У моего партнера по бизнесу Андрея Коркина. Впрочем, наше партнерство как раз началось с запуска этого бизнеса. Сначала Андрей был моим заказчиком: я занимаюсь продвижением его компании по производству резиновых лодок как интернет-маркетолог.
Предыстория такова: Андрей увидел в интернете голландские outdoor-ванны Dutchtub из стеклокомпозита и ему захотелось иметь такую в загородном доме. Подобных российских изделий не было, заказывать в Европе было дорого и хлопотно. У Андрея есть инженерное образование, опыт в производстве и азарт, поэтому, изучив предмет, он решил, что сможет изготовить аналог. Сказано — сделано: ванна заняла место на даче, в ней с удовольствием плескались дети, а соседи проявляли живой интерес.
Как предприниматель Андрей понимал, что бизнес по производству outdoor-ванн может быть перспективным, но времени на запуск и раскрутку проекта не хватало. На одной из встреч он между делом показал мне фото своей ванны — и я подумала: какая классная штука, уникальный продукт, с которым хочется работать! В общем, у меня «руки зачесались» и я предложила Андрею объединить усилия: он будет заниматься тем, что хорошо получается у него — производством и бизнесом, а я — тем, что хорошо получается у меня — продвижением и продажами. Он подумал и согласился.
Передо мной стояла задача придумать все, что входит в продуктовый маркетинг — бренд, его «упаковку» и даже название изделия, поскольку определения «ванна» и «чаша» казались мне не слишком удачными. Для меня это был вызов.
2020 год мы посвятили исследованию рынка, формированию стратегии продвижения и производственным вопросам. К 2021 г. купелей — как мы назвали продукт — было несколько (Андрей изготовил их для знакомых) и они пережили зиму, не лопнув и не потрескавшись. Перед запуском продаж мы протестировали их в банных комплексах и получили очень позитивные отзывы.
В июле продажи пошли настолько хорошо, что производство не справлялось с заказами. Это был хороший знак — мы поняли, что купели востребованы и мы даже сможем на них зарабатывать. Ведь для российского рынка этот продукт был новым и порой мы читали в соцсетях негативные комментарии, которые заставляли сомневаться: пойдет ли.
Комментарии какого рода?
— В основном связанные с предубеждением в отношении материала. На рынке есть купели из дерева — материала, который люди традиционно любят. В идеальной картине загородной жизни, как правило, есть деревянный домик, к которому «прилагается» деревянная купель. При этом мало кто задумывается, что она может рассохнуться, что в ней может образоваться грибок и плесень, что дерево все впитывает и что за ним надо ухаживать.
Стеклокомпозит лишен этих недостатков, однако его ошибочно ассоциируют с пластиком. Но пластик и стеклокомпозит — это «небо и земля», изделия из этих материалов и выглядят абсолютно по-разному. Увидев нашу купель вживую, многие заказчики говорят: она блестит, как дорогой автомобиль. В целом, стеклокомпозит очень прочный и практичный материал, который используется в авиа- и судостроении. Он не боится контакта с «химией», в том числе с хлоркой — это особенно ценно для соблюдения правил гигиены в публичных местах. А на герметичность чаши мы даем двадцатилетнюю гарантию.
В общем, по мере сил и возможностей мы стараемся формировать мнение о стеклокомпозите как крутом, экологичном и практичном материале, но понимаем, что требуется время. Поскольку пока не все потенциальные покупатели могут оценить современный минималистичный дизайн, мы разработали вариант с деревянной отделкой. Это некий компромисс для тех, кому хочется чего-то более традиционного.
Купели чаще покупают для себя или для бизнеса? Какова география заказов?
— По моей оценке, 50% на 50%. Запуская продажи, мы делали ставку на индивидуальных клиентов и на банные комплексы. Но за время пандемии люди привыкли путешествовать внутри своих регионов и страны, это привело к развитию глэмпингов, кемпингов, экодеревень и гостевых домов. Отдых в таких местах надо разнообразить и многие владельцы заказывают у нас купели с этой целью.
Что касается текущей географии заказов, это в основном Московская, Свердловская и Челябинская области. Нам хотелось бы охватить всю Россию, был интерес у покупателей из Сочи, Краснодара, но, к сожалению, перевозка крупногабаритных изделий стоит недешево. Эту проблему можно было бы решить за счет оптовых поставок и создания складского запаса в регионах, но пока мы к этому не готовы, ведь большинство купелей изготавливается индивидуально под клиента — он может выбрать цвет по каталогу RAL и комплектацию, и это одно из преимуществ.
Мы планировали выход на европейский рынок. В январе 2022 г. провели переговоры с потенциальным партнером в Германии, подготовили расчеты по стоимости транспортировки. Еще изучили возможность участия в европейских выставках с целью поиска партнеров. Но после февральских событий эти планы «схлопнулись».
Обычно об освоении зарубежных рынков задумываются, прочно заняв нишу на своем, когда нужны новые горизонты…
— Мы хотели параллельно развиваться и в России, и в Европе. Полагали, что присутствие на зарубежных рынках повысит ценность наших купелей в глазах отечественных заказчиков.
Изменилось ли еще что-то для вашего бизнеса после 24 февраля?
— Раньше мы использовали европейские смолы, этой весной столкнулись с их дефицитом и подорожанием, а потом и с исчезновением — материал перестали завозить. Нам пришлось на ходу искать новых поставщиков, тестировать их продукцию и адаптироваться к ней. Комплектующие подорожали в два-три раза, ощутимее всего — электрический кабель. В 2021 г. мы выходили на рынок с минимальными ценами и собирались повысить их в 2022 г. В результате стоимость нашей продукции выросла сильнее, чем намечали. Тем не менее, клиентов она не отпугивает.
Самый сложный этап производства — создание матрицы, в которой отливаются купели. Большую роль играет и «человеческий фактор»: работа с ней требует навыка и мастерства
Ваши купели идентичны тем, что послужили «источником вдохновения»?
— Не совсем. Голландские outdoor-ванны стали своего рода отправной точкой для создания нашего продукта. Во-первых, при одинаковом весе (75 кг) они отличаются по размеру: диаметр нашей купели — 200 см., Dutchtub — 165 см. Последнюю проектировали с расчетом, что люди будут путешествовать, загрузив ее в прицеп, отсюда компактность. По идее она рассчитана на четырех человек, но я сомневаюсь, что вчетвером там удобно. Наша купель больше, поэтому комфортнее.
Большинство покупателей приобретают готовые решения: купель плюс внешняя печка, обеспечивающая подогрев воды. Придуманная голландцами печь в виде спирали показалось нам неудобной и неэффективной. Мы решили, что нужна закрытая печь с дымоходом. Долго искали идеальный вариант на российском рынке, в итоге отчаялись и разработали свой собственный. Потом нашли компанию, которая согласилась выпускать печи по нашему проекту. Они обеспечивают хорошую мощность, их можно топить дровами, брикетами, даже садовым мусором.
Еще у нас есть уникальная для России опция подогрева купели. Ее придумал Андрей. В чашу встраивается электрический кабель и ее поверхность становится теплой. Помимо того, что купаться становится еще приятнее (эффект как в хамаме), обеспечивается косвенный нагрев воды и сохранение комфортной температуры.
Думаю, можно сказать, что мы вывели на рынок собственный, усовершенствованный вариант outdoor-ванн. При этом наши купели стоят в разы меньше голландских.
Купель, встроенная в террасу
Тренд сезона 2022 г. — купели графитового цвета. В 2021 г. в фаворе у покупателей были оттенки зеленого и древесные тона
Бизнес по производству купелей прибыльный? Есть понимание, как развивать его дальше?
— Мы вышли на прибыльность, но пока почти все зарабатываемые деньги инвестируем в производство и продвижение. Например, сейчас готовим новую матрицу, которая позволит отливать чаши другой формы.
Что касается перспектив, если абстрагироваться от политической ситуации, у нас много планов и идей по развитию бизнеса. Мы производим купели два года и это довольно минималистичное изделие, тем не менее, постоянно находим, что можно улучшить, придумываем новые «фишечки». В России купели из стеклокомпозита никто не производит, по крайней мере, мы не встречали такие компании. Это увеличивает наши шансы на успех. Кроме того, мы собираемся расширить линейку изделий из стеклокомпозита.
Читайте также на DK.RU: Павел Лебедев: «В конце февраля мы бегали, как муравьи, в чей муравейник тычут палкой»
Источник фото в тексте: HomeLake