Меню

Как выбирать учебный контент, когда вокруг много информационного шума: 7 советов

Иллюстрация: IT-разработчик «Контур»;

Учиться становится сложно. Не столько из-за нехватки времени, сколько из-за обилия информации вокруг. Обучающие телеграм-каналы, видео на YouTube, онлайн-курсы — такое количество контента утомляет.

Как из современного разнообразия источников выбирать качественный обучающий контент? На что обращать внимание при покупке онлайн-курсов? На эти вопросы ответила Анна Донская, руководитель корпоративного университета IT-разработчика Контур.

Как выбирать контент для качественного обучения

Определяйте цель обучения и ищите информацию под нее. Для этого ответьте на вопросы: «Какие задачи передо мной стоят?», «Что я уже знаю для решения этой задачи?», «Достаточно ли мне этих знаний?», «Какой информации мне не хватает?». Так вы сможете подобрать обучающий курс с максимально подходящим содержанием. 

Изучайте отзывы и рекомендации. Поспрашивайте знакомых и коллег, проходили ли они это обучение. Узнайте их впечатление, уточните, что было полезным для них и как они применяют знания. Посмотрите отзывы не только на продающем лендинге, но и просто в сети. Так вы будете владеть полной информацией.

Проверяйте экспертность автора. Изучите его регалии, посмотрите сертификаты об образовании по теме, какой практический опыт у спикера. Если информации нет в открытом доступе — запросите ее у автора. Сейчас много спикеров, чей контент основан на переработке книг, а не на фундаментальных знаниях, личных исследованиях и практическом опыте. Это подойдет для мотивации, но не для получения реальных навыков.

Используйте правило 50 страниц. Оно касается книг и звучит так: если вы прочитали 50 первых страниц и книга вас не зацепила, смело закрывайте и откладывайте. Это правило можно адаптировать и под обучение: если в течение 15 минут изучения вас не зацепил контент, можно отложить его в сторону. Чтобы избежать подобных ситуаций, перед покупкой платного курса изучайте контент автора на бесплатных ресурсах. 

Раз в три месяца чистите свое инфопространство. Разбирайте почту, отписывайтесь от лишних соцсетей и надоедливых рассылок. Удаляйте из бэклога задачи по саморазвитию, которые висят больше полугода. Вряд ли эти вебинары/письма вам необходимы, если вы сразу их не посмотрели. 

Расширяйте область изучаемой информации. Заглядывайте в смежные, а иногда и противоположные области знаний. Это расширяет кругозор и мышление, помогает находить новые подходы и креативить.

Применяйте полученные знания на практике. Нет смысла бесконечно учиться и поглощать контент, если его не трансформировать под себя и не внедрять в работу. Например, если вы оттачиваете навык публичных выступлений, то находите возможность регулярно выступать перед аудиторией. Будь то рабочее совещание, конференция или поздравление друзей с днем рождения.

Но все эти советы не помогут, если не ограничивать себя от информационного шума. Проблема обилия такого шума не в том, что мы изучаем и обрабатываем большое количество информации, а в том, что мы делаем это бесконтрольно. В таких условиях наш мозг начинает хуже работать, продуктивность снижается, а попытки отобрать полезный контент заканчиваются неудачей.

Как информационный шум влияет на нас

Информационный шум — это то, что вынуждает нас постоянно переключать внимание. Представьте ситуацию: коллеги что-то активно обсуждают в чате, а вы заняты прохождением учебного курса, который поможет вам получить новую должность. Уведомления всплывают на экране, вам хочется открыть диалог и прочитать сообщения. Вы решаете посмотреть чат, а затем вернуться к задаче. На такое переключение уйдет примерно 23 минуты. 

Информационный шум влияет на нашу продуктивность. Из-за него человек начинает меньше обдумывать решения и совершать больше ошибок. Мозг, уставший от постоянной обработки информации, продолжает работать, но хуже концентрируется на задачах. А когда наступает пик усталости, мозг начинает саботировать задачи и откладывать их. 

<<< Читайте также: «Молодежи надо ставить конечную цель. Они не будут копать отсюда и до обеда» >>>

Почему возникает желание потреблять информацию

Чтобы снизить количество информационного шума, нужно фильтровать контент, который мы потребляем. Но есть одна проблема и название ей FOMO. FOMO (fear of missing out) — это состояние, когда человек боится упустить возможность. Из-за него он тревожится, беспокоится о будущем и перестает наслаждаться моментом.

Многие из нас привыкли сохранять вкладки в браузере, чтобы потом к ним вернуться, записывать названия книг, чтобы прочитать позже. Мы регистрируемся на рассылки и вебинары, которые забываем посмотреть, а потом чувствуем вину из-за того, что не сделали это. И эта вина в итоге высасывает из нас энергию.

На самом деле пытаться изучить весь полезный контент бессмысленно. Важно осознанно подходить к выбору информации, заранее определять цель и продумывать, как вы примените новые знания на практике. Только в таком случае обучение станет действительно полезным. Возьмите под контроль поступление внешнего контекста и осмысленно управляйте им.