До конца года в Свердловской области увеличится число магазинов «Чижик» и «Моя цена». Сети рассчитывают, что часть продукции собственных торговых марок будет производиться на Урале.
На полях выставки «Агропром Урал» представители ключевых торговых сетей провели встречу с местными производителями. После торгово-закупочной сессии разговор зашел о специфике работы жестких дискаунтеров. В этом году сеть «Магнит» открыла в Екатеринбурге свой первый дискаунтер «Моя цена», а X5 Group запустила первых «Чижиков». Пока на полках в основном представлена продукция федеральных поставщиков. Но со временем ситуация должна измениться. Представители X5 Group и сети «Магнит» рассказали о развитии новых форматов и своих ожиданиях от рынка.
«Пятерочка уходит с рынка дискаунтеров. Нишу нужно занять»
Первые «Чижики» появились в Свердловской области в августе 2022 г. К настоящему моменту в регионе открыто порядка 20 магазинов. Как рассказал начальник управления по работе с госорганами X5 Retail Group Денис Сухоруков, до конца года в Свердловской области планируют открыть еще 20-30 точек:
Мы для себя определяем, что стоимость [продуктовой] корзины должна быть на 15-20% ниже, чем в «Пятерочке». С одной стороны, это минус для «Пятерочки», с другой — эта сеть постепенно уходит с рынка дискаунтеров, а «Чижик» закрывает эту нишу. Снижать цены мы стараемся за счет собственных издержек: открываем небольшие по площади магазины, экономим трудовые и временные ресурсы.
Это хороший плацдарм для местных производителей. Сейчас наиболее благоприятное время, чтобы зайти на полку со своей продукцией. Пока в «Чижике» не так много локальных поставщиков, в основном это производители «молочки». Но в будущем мы рассчитываем нарастить долю локальной продукции до 30% и выше. В частности — в товарах СТМ. Несмотря на стереотип о том, что дешевая продукция не может быть качественной, все товары соответствуют ГОСТам.
У нас есть свои особенности работы с поставщиками. Например, есть требования по упаковке — это нужно, чтобы мы могли минимизировать издержки на выкладку товара. Есть требование по сроку годности продукции: по молочке — более 12 дней, по хлебобулочным изделиям — более трех суток, по птице — более 10 дней.
С поставщиками мы работаем только через распределительный центр, который также недавно открылся в Екатеринбурге. Прямые доставки до магазинов коллеги стараются исключать. Мы рассчитываем на ежедневные поставки по всем категориям товаров, а потом будем их самостоятельно развозить по региону.
Также у нас действует принцип «одна потребность — один товар». То есть на полке не появится второго кефира с жирностью 3,2%. Этот нюанс нужно учитывать.
Расчет на рационального покупателя
Сеть дискаунтеров «Моя цена» развивается менее стремительными темпами. Сейчас в Свердловской области открыто 14 магазинов, один из них находится в Екатеринбурге. Как рассказала руководитель по внешним коммуникациям и связям с государственными органами розничной сети в УрФО Дарья Маршук, до конца текущего года откроется еще восемь дискаунтеров, один из них в Екатеринбурге:
На полках жестких дискаунтеров всегда очень ограниченный ассортимент — максимум 2 тыс. товарных позиций. Поэтому на полки попадает только то, что пользуется спросом потребителей. Преимущество отдается тем поставщикам, которые могут предложить наиболее низкую цену.
Доставка продукции от поставщиков в дискаунтер также будет идти через распределительный центр. Сейчас ее развозят из РЦ «Магнита».
На полки попадают товары первой цены и то, что мы производим под собственным брендом. Локальные поставщики тоже могут попасть на полку — как самостоятельно, так и под нашей торговой маркой. Поставщики могут переговорить об этом подробнее с нашими категорийными менеджерами. Но есть нюанс — дальше заявка будет передана в головную компанию в Краснодар и вести ее будут оттуда. Планируется, что в течение ближайших месяцев вопрос попадания локальных производителей на полки переведут на округа. Но пока мы вынуждены работать через головную компанию.
Отличный шанс. Но есть нюансы
С учетом того, что количество магазинов «Чижик» и «Моя цена» в Свердловской области будет расти, возможность сотрудничества с ними, безусловно, заинтересует местных производителей. Об этом DK.RU рассказала доцент кафедры логистики и коммерции Уральского государственного экономического университета Светлана Царегородцева:
Но для того чтобы сотрудничество было конструктивным, нужно решить те проблемы, с которыми местные производители сталкиваются во взаимодействии с торговыми сетями уже сейчас. На полях форума замминистра АПК и потребительского рынка Свердловской области Светлана Островская попросила представителей компаний подробнее рассказать об этих сложностях.
- Оказалось, что больше всего вопросов связано с согласованием повышения цены на продукцию. Часто менеджеры на местах обещают принять новую цену, но спустя какое-то время говорят, что «коммерческий директор в Москве против», и разговор на этом заканчивается. Сложности во взаимодействии с менеджерами возникают и при согласовании расширения ассортимента производителя.
- Второй блок проблем связан с работой по приемке продукции в распредцентрах. По словам представителей производителей, машины подолгу простаивают в ожидании разгрузки. Случаются и другие ситуации: например, когда машина опаздывает к определенному окну, и у нее отказываются принимать продукцию в другое время.
Читайте также на DK.RU: «Для российских предпринимателей освободилась ниша. Но им будет не так-то просто»